Для ребят дошкольного возраста игры имеют огромное значение. Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них серьезная форма воспитания, способ познания окружающего.

Умеет ли ваш ребенок играть? Играет один или с товарищами? Каким играм отдает предпочтение? Каково их содержание? Как вы родители относитесь к играм дочери или сына – руководите ли вы игрой ребенка, или считаете игры пустой забавой, не требующей «родительского ока?». Однако всмотритесь, и вы увидите, что в играх отражаются впечатления, полученные из окружающей действительности, то, с чем ребенок соприкасается ежедневно: труд людей, быт, взаимоотношения в семье.

Этот мир игр – второй мир малыша, близкий и доступный ему, мир, где любой замысел можно привести в исполнение: стать рабочим и врачом, шофером и летчиком, мамой и строителем; чувствовать себя большим и умным, сильным и умеющим переплыть океан, полететь на луну, построить сказочный дворец и быть в нем волшебником.

В игре ребенок как бы моделирует мир отношений взрослых, отражает впечатления, захватывающие его ум и воображение. Н.К.Крупская высказывала свое мнение об игре: «Есть игры, вырабатывающие жесткость, грубость, разжигающие национальную ненависть, плохо действующие на нервную систему, вызывающие азарт, тщеславие. И есть игры, имеющие огромное воспитательное значение, укрепляющие волю, воспитывающие чувство справедливости, умение помогать в беде и т. д. Играми детей надо руководить, только тогда они будут по - настоящему воспитывать их».

Как добиться, чтобы детские игры были наполнены положительным содержанием, были разнообразны по содержанию? Если вы видите, что ваша дочь изо дня в день играет в одну и туже игру, «скажем в дочки – матери» (кормит и поит куклу, укладывает спать, гуляет с ней), и что полет ее фантазии не способен увести к играм более сложного содержания, значит, у ребенка недостаточен запас впечатлений. Ведь сюжет игры ребенка зависит от того, что он видит в окружающей его жизни. А разнообразию сюжетов игры вашего ребенка будут способствовать и повседневное общение с ребенком; и рассказы в доступной форме о себе, о своих друзьях, своей работе, о добрых человеческих взаимоотношениях; интересные экскурсии и прогулки; прочитанные интересные сказки ,книги, рассказы, воспитывающие мужество, доброту , справедливость. Часто малыш не умеет играть самостоятельно.

Мать трехлетней девочки недоумевает: - Почему моя дочь не хочет играть одна? Если с ней играют взрослые, она увлекается, стоит оставить одну, игра прекращается. А ведь у малышки имеется игровой уголок с множеством разнообразных игр и игрушек.

Может это зависит от особенностей моего ребенка?

 А дело обстоит вот в чем, если ребенка со дня рождения постоянно забавлять, играть с ним, опыта самостоятельности, инициативы, столь необходимой ребенку для игры он не приобретает, а по – прежнему требует, чтоб с ним играли.

 Как же создать игровые умения и навыки у ребенка? Прежде всего, подбирайте такие игры – забавы, которые располагали бы к самостоятельной игре. Это могут быть разнообразные кубики, куклы, матрешки, разнообразные пирамидки. Когда ребенок подрастает, дайте в его распоряжение конструктор, мозаику, большие пазлы, а затем маленькие пазлы и вместе с ним их соберите. Однако недостаточно накупить массу красивых игрушек, надо их обыграть вместе, подсказать, как играть. Ребенку надо показать, как обращаться с игрушкой, объяснить правила, вместе с ним поиграть.

Обучая умению играть, не забывайте следить за тем, чтобы ребенок приучался соблюдать определенные правила. Какие? Вот если рядом играет кто – то другой, следите за тем, чтобы ваш ребенок не ударил. Не обидел рядом играющего ребенка, не поломал его из песка постройку, не обидел рядом играющего ребенка. Не отобрал и не поломал как свою игрушку, так и другого ребенка игрушку, учите детей бережливости и доброте с малых лет, учите делиться игрушками. С этого незначительного поступка начинает зарождаться в растущем человеке чувство общительности, доброжелательности, поощряйте, содействуйте стремлению к объединению в игре.

Настоящая игра всегда требует объединения. Иногда у ребят постарше не получается игра, дети не могут распределить роли, не хватает каких- то игрушек, нет интереса к игре. В таких случаях необходима ваша родителей помощь. Допустимо ли прямое вмешательство взрослого в детскую игру? Допустимо, но только в исключительных случаях, когда игра приняла отрицательный характер, а ваша попытка не увенчалась успехом. Как разрешить конфликтные ситуации? Разумеется, не прекращая игры, не разводя детей в стороны. Ведь прекратить, нарушить игру – дело не хитрое. Лучше разрешить конфликт, сохранить игру.

Для ребенка резко прекратить игру очень трудно, он настолько вживается в роль, что ему трудно по нашему приказанию переключиться от мира игры, на мир реальный. Его мысли, эмоции, воображение, всецело во власти разыгрываемых событий, и поэтому вы должны подготовить ребенка к переходу к предстоящим новым делам.

 Учите детей беречь игрушки.

 Ведь на эту забаву ребенок переносит все свои человеческие чувства и способы поведения. Если ваша дочь, держа куклу за ногу, волочит ее по полу, стуча головой об пол, это плохо. Ребенок проникается чувством безразличия к своей игрушке «дочке». Не забывайте и об условиях для игр.

 Выделите уголок, где ребенок никому бы не мешал. Разве может игра по - настоящему увлечь малыша, если он всем мешает, если на него то и дело кричат и делают замечания: - «Разбросал свои игрушки не проехать, не пройти!». В конце концов, у ребенка пропадает желание продолжать играть, и ребенок, действительно, начинает мешать взрослым.

Как невозможно представить ребенка без игры, так почти ни одна игра не обходиться без игрушек. Игрушки помогают уточнить, осмыслить представления об окружающем, способствуют развитию сюжета, замысла, игры.

Как же подобрать нужную игрушку? Учитывается возраст ребенка уровень его развития, интересы, желания. Старшим ребятам иногда полезно предоставлять возможность сказать самому, какие ему необходимы игрушки. Предварительный разговор полезен в воспитательном отношении, он, несомненно, повлияет на сознание ребенка, а вам значительно облегчит выбор в магазине. Но это отнюдь не значит, что вы должны идти на поводу у ребенка.

Совсем не обязательно, чтобы в распоряжении ребенка было слишком много игрушек – не это определяет настрой в игре. Напротив чрезмерное обилие игрушек рассеивает интерес. Бывает, что некоторые игрушки надоедают. Как быть? Спрячьте, а через некоторое время возвратите обратно на полку. Обратите внимание ребенка на эту игрушку в игровой форме, заинтересуйте игрушкой малыша, будто это что- то новое.

 С огромным интересом, с огромным удовольствием дети возятся с игрушками – полуфабрикатами: с различными чурочками, кусками фанеры, картона, ткани, ленточками, веревочками. Отличный природный материал для игр детей: песок, снег, вода, глина, прутики, желуди, орехи, камешки. Творческая фантазия ребенка преобразит их в соответствии с замыслом игры. Прутики превращаются в макаронные изделия, желуди в сахар, в песке они роют ямки, льют в них воду, готовят обед куклам, пускают в воде лодочки и отправляются в дальнее плавание, делают запруды.

В любой игре, дети конечно же пачкаются. Но не сердитесь, не хмурьте брови! Не забывайте, что игры с природными материалами – педагогическая ценность, они дают простор детской фантазии, кроме того, ваш запрет лишает ребенка радости познания окружающей действительности.

О запретах. Хорошо, если вы разрешите дома ребенку сдвинуть стулья, а под столом, устроить уютную комнату, не боясь, что это нарушит безукоризненный порядок в квартире. Зато вы сберегаете детскую мечту, ведь без временного беспорядка в комнате невозможно вырастить ребенка.

Гораздо важнее научить наводить порядок по окончанию игры в доме, все расставить на свои места и обязательно чаще делайте похвалу своему ребенку и конечно всегда, уделяйте должное внимание играм со своими любимыми детками. Играйте, с ребятами, в играх дети познают окружающий мир, играя, ребенок развивается.