На современном этапе развития Российское дошкольное образование признано первой ступенью непрерывного общего образования. Центральной идеей непрерывного образования является категория развития личности, человека как субъекта деятельности и общения, культуры и нравственности, ответственности и гражданственности.

Встраиваясь в общую систему образования дошкольное образование, берет на себя ответственность за создание качественных условий для развития личности ребенка. Эти условия основаны на инициативе и самостоятельности самих детей, что невыполнимо без применения новых, продвинутых технологий и методов. Для меня такой технологией стал метод интеллект – карты.

Современный мир – это большой поток информации. С таким потоком информации сталкиваются не только взрослые, но и дети. Справится с ней мне и детям группы, в которой я работаю, помогает интеллект – карта. Метод интеллект–карты основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Интеллект–карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление. Данный метод обеспечивает высокую познавательную активность детей, способствует взаимодействию детей с взрослыми и сверстниками.

Метод интеллект–карт помогает пробудить в ребенке способность к изображению знаний об окружающем мире, структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.

На осуждении с детьми темы недели «Осень в гости к нам пришла и с собою принесла…» в связи с большим количеством детских предложений, идей и чтобы вернуться к этой теме подробно на следующей неделе возникла необходимость все зафиксировать на бумаге. Вместе с детьми мы составляем интеллект–карту – «помогатор» по тематике недели, для детей это ориентир, настраивающий их на поиск новых знаний. А мне, как воспитателю, карта помогает предусмотреть смену материала для экспериментирования, творчества, игры и другой детской деятельности.

В эту работу включаются и родители группы. Многие из них оценили полезность интеллект–карты для собственного развития и интеллектуального развития детей и составляют такие карты дома.

Например, для того чтобы распланировать выходной день или подготовиться к какому-нибудь мероприятию. В результате систематического использования метода интеллект–карты, мною была отмечена возросшая детская активность, инициативность, самостоятельность в проявлении творчества. Дети приобрели определенные умения по заполнению интеллект–карты, появились зачатки планирования, которые они проявляют в самостоятельной и совместной деятельности, в повседневной жизни. Совершенствуются коммуникативные и речевые навыки. Дети стали четче формулировать мысли, не отвлекаются от обсуждаемой темы, легче воспринимают и усваивают инструкцию взрослого, пытаются сами инициировать взаимодействие по делу и следовать по намеченному плану.

Вместе с тем оптимизировалась общая психологическая атмосфера в группе, хотя я не ставила такой задачи. Дети стали дружнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций, они учатся договариваться. Складываются долговременные игровые объединения детей, вечером они с неохотой уходят домой. Сложилась общая стойкая положительная динамика сотрудничества.

Я надеюсь, что мой педагогический опыт будет полезен коллегам, работающим в дошкольном учреждении и, конечно же, родителям дошкольников.