Печать
Просмотров: 248

Как избежать трудностей в поведении ребенка

Ребенок в дошкольные годы должен не только овладеть различными двигательными умениями, научиться видеть мир, мыслить, но и разбираться в таких понятиях, как «хорошо» и «плохо», привыкнуть подчинять свои желания необходимости, усвоить правила поведения в обществе.

Люди в различных ситуациях поступают так или иначе потому, что у них сложилось определенное общественно обусловленное понятие о том, что поступать следует не только так, как хочется самому в данный момент, а как важнее и лучше для окружающих. Поэтому уровень развития личности человека отражает его готовность соизмерять свои желания и стремления с более важным, с точки зрения общества, долгом, способность поступиться своими интересами для блага других. Всеми этими правилами поведения ребенку необходимо овладеть, а дается это не так просто и быстро. Поскольку поведение дошкольника в значительной мере определяется его чувствами, необходимо использовать их для того, чтобы побуждать поступать в соответствии с общепринятыми требованиями, учитывающими интересы других людей. Например, предложение поделиться игрушками со сверстником ребенок скорее всего встретит с негодованием и не выполнит. Но если постараться вызвать у ребенка чувство симпатии к этому же сверстнику, то он сам охотно даст ему любую игрушку. Поэтому очень важно, чтобы у детей преобладали положительные эмоции, тогда они будут поступать так, как надо. Если же преобладающими эмоциями станут отрицательные (обида, страх, гнев), то в поведении ребенка будет много такого, что принесет родителям огорчение. Проступки ребенка не должны проходить мимо внимания родителей. Но при их разборе следует сохранять дружеский доверительный тон. Нельзя при этом срываться, кричать. Воспитание детей требует от взрослых самоконтроля.

Определить, что хорошо, а что плохо, ребенок может по оценке родителей его поступков. Стремление быть хорошим характерно для детей. Ребенок всегда верит в то, что он хороший. Родители, опираясь на высокую внушаемость дошкольника, должны поддержать в нем эту веру. Ребята любят, когда взрослые хвалят их действия. Им это очень приятно, и они стараются сделать то, за что их будут хвалить.

Если при ребенке похвалить кого-то за хороший поступок или какое-то полезное действие, это придаст в глазах ребенка привлекательность и данному человеку и его действиям. Ребенок постарается поступить так же, чтобы и его похвалили. Это один из возможных методов закрепления у ребенка тех черт поведения, которые ему необходимы. Все положительные поступки детей надо отмечать. Доброе, ласковое слово – мощный стимул формирования положительных поведенческих реакций — особенно важно для робких детей, которые боятся неудач и поэтому не берутся за дело. Ласковое, заботливое отношение в сочетании с доверием и разумной требовательностью придает ребенку уверенность в своих силах и возможностях и побуждает на добрые дела. Но нельзя расхваливать детей в их присутствии другим людям. Это воспитывает в них завышенное самомнение, зазнайство. Незаслуженные оценки приносят не пользу, а вред. Они обесценивают похвалу.

Для направления поведения ребенка кроме положительного опыта и похвалы можно использовать и порицание, хотя слова неодобрения воспринимаются ребенком в более старшем возрасте, чем похвала.

Резкое порицание в расчете вызвать чувство стыда – средство сильное, и злоупотреблять им не следует, чтобы не вызвать у ребенка обиды.

Наставлять детей, как лучше поступать, можно в различных ситуациях, например, читая ему книгу. Для этого каждый описанный плохой поступок стоит соответствующим образом прокомментировать. Так же следует поступать и читая о положительных действиях героев.

Особенно важен личный пример родителей. Если они желают, чтобы поведение ребенка было примерным, необходимо в первую очередь пересмотреть домашний быт и уклад жизни, привычки, проконтролировать стиль взаимоотношений в семье. Ребенку необходим спокойный доброжелательный психологический климат. Если взрослые всегда вежливы друг с другом, спокойны, доброжелательны, внимательны к другим, то и ребенок привыкнет вести себя подобным образом.

В присутствии детей нельзя ссориться и выяснять отношения. Возбужденное состояние родителей, передаваясь ребенку, сказывается на его нервной системе, способствует возникновению невротических состояний, отрицательно влияющих на защитные силы детского организма, а элементы неправильного поведения взрослых входят в его поведение. Он воспроизводит их сначала в игре, а затем и в своих отношениях с людьми.

Некоторые родители злоупотребляют запретами, что может неблагоприятно отразиться на поведении детей. А. С. Макаренко указывал, что в воспитании важно «найти чувство меры между активностью и тормозами». Неокрепшая нервная система ребенка, защищаясь от бесконечных затруднений, со временем начинает давать лишь негативные реакции, вследствие этого дети становятся непослушными, капризными, упрямыми. Поэтому родителям лучше избегать прямых запретов там, где можно дать ребенку возможность самому поступить правильно, детально объяснив ему отрицательные последствия непослушания.

Родители нередко принимают за упрямство настойчивость. По внешнему выражению они сходны, но упрямство — это отрицательное проявление поведения ребенка, а настойчивость, стремление достичь задуманной цели — хорошая чертами ее надо закреплять.