Печать
Просмотров: 303

Большой проблемой и для воспитателя, и для родителя, и для самого ребенка является детская агрессивность, которая, к сожалению, встречается сегодня все чаще и чаще.

Родители нередко жалуются; «Такой был хороший мальчик, а сейчас драчун! В детском саду только его и ругают!» И такие жалобы обычно достаточно обоснованы. Дети, тихие и спокойные в семье, превращаются в драчунов и задир. Однако это вполне объяснимо. Если подобное «превраще­ние» происходит почти сразу после поступления в детский сад, то, вероятнее всего, это связано со срывом механизма адаптации ребенка, стрессом в новой обстановке, а главное — неумением общаться со сверстниками.

Попав из ограниченного круга семьи в большой детский коллектив, ребенок не владеет социально приемлемыми способами общения, не имеет опыта совместных игр с другими детьми, не обладает нужными игровыми навыками. Это делает его непривлекательным партнером в глазах сверстников, и ребенок может оказаться в группе как бы в изоляции. При этом на фоне недовольства, обиды нередко появляются и агрессивные действия: ребенок ломает чужие постройки, рвет рисунки, портит и разбрасывает игрушки, прилагает все усилия, чтобы помешать игре, в которую его не принимают.

В этом случае требуется большая работа как педагога, так и родителей. Рекомендуется ежедневно играть с ребенком в игрушки, а также в ролевые игры или хотя бы вести «ролевые беседы» (речевые игры, где ребенок говорит от лица какого-либо персонажа).

Когда малыш приходит из детского сада, родители должны интересоваться, во что играли другие дети, побуждая его приглядываться к играм сверстников и пробовать играть в похожие игры дома.

Воспитатель обучает ребенка игровым навыкам и вовлекает в общую игру (сначала на вспомогательные роли, а затем на все более важные). Чтобы не допустить исключения ребенка из игры, воспитатель участвует в ней вместе с детьми, привлекая внимание к тому, что у ребенка получается.

Иногда причиной агрессивного поведения является отсутствие игровых навыков.

Сложнее, если дети приносят агрессивную модель поведения из семьи, где она не только принята, но в какой-то мере и поощряется. Некоторые родители внушают ребенку, что нужно быть сильным, непобедимым, всегда давать сдачи в ответ на любую обиду. К информации психолога и советам педагога развивать игровые и коммуникативные усилия ребенка они относятся недоверчиво и пренебрежительно. Такая позиция очень затрудняет работу с агрессивными детьми. Приходится объяснять родителям, что коммуникативные навыки, умение общаться с людьми чрезвычайно важны для установления контакта со сверстниками. Умение понять другого человека, сопоставить его желания со своими планами и целями, способность представить чужие переживания и чувства требуют достаточного опыта общения. А неумение или нежелание родителей помочь формированию у ребенка подобного опыта постепенно приводит к проблемам не только в отношениях с детьми, но и в отношениях с собственными родителями. В возрасте 10— 12 лет и в подростковый период несформированность навыков социального общения приведет к отсутствию друзей, асоциальному поведению и агрессивному или пренебрежительному отношению к родителям. И тогда уже поздно будет что-нибудь исправлять доступными семье методами.

Иногда агрессивность стимулируется у детей косвенно — из-за постоянного просмотра мультфильмов соответствующего содержания, боевиков, «ужастиков», различных передач, где в той или иной форме присутствуют мотивы насилия. Если взрослому экранный «злодей» кажется смешным или гротескным, то дошкольник воспринимает его поведение как заслуживающий восхищения образец, а о страданиях жертв он вообще не задумывается.

Аналогичное влияние оказывают и игрушки, специально выпускаемые для игры по сюжетам распространенных зарубежных мультфильмов, «детских боевиков» и «ужастиков». Дети дошкольного возраста, а уж тем более малыши 3—4 лет, получив в свое распоряжение разнообразных «черепашек-ниндзя», «человека-паука», «терминаторов», «спайдер-менов» и прочих подобных персонажей, автоматически используют их в игре, не осознавая, конечно, истинных мотивов их поступков.

В детских садах периодически возникает мода на такие игры именно из-за того, что кто-то из детей принес соответствующие игрушки. Педагог в этой ситуации не может полностью развенчать новых любимых героев в глазах детей. Единственное, что в его силах, — препятствовать появлению в группе этих игрушек, а если там имеется видеомагнитофон — не допускать просмотра импортных мультфильмов с агрессивным содержанием. Вместо этого лучше показывать более подходящие для детей отечественные мультфильмы, организовать их обсуждение, проигрывать с детьми отдельные эпизоды из них (особенно хорошо это удается в младшей и средней группах).

Артистическое мастерство воспитателя, его способность увлечь детей игрой, ненавязчивые разъяснения и обсуждение поступков действующих лиц, умение придумать продолжение сказки, истории (что больше по силам воспитанникам старшей группы) - - все это поможет отвлечь детей от воинственных игр и показать им возможность миролюбивых, добрых способов общения. Чем ярче и выразительнее будет добрый, положительный герой, тем больше он будет привлекать внимание и симпатии ребенка, и даже если не сможет полностью конкурировать с каким-нибудь «терминатором», то уж как минимум даст возможность сравнить их и задуматься над выбором модели поведения.

Со старшими детьми целесообразно обсуждать не только мультфильмы, но и книги, беседовать о том, почему герои поступают именно так, а не иначе. Читает детям предусмотренную программой художественную литературу (на занятиях или вне их) воспитатель, а в обсуждении обязательно принимает участие психолог детского сада. Очень полезно в этих беседах ненавязчиво сравнивать положительных и отрицательных героев, хорошо знакомых детям. Например, легко сопоставить приключения Зайца и Волка из мультфильма «Ну, погоди!» и Кота и Мышонка из «Тома и Джерри».

Для обсуждения мотивов поведения героев, понимания их истинной или притворной доброты подходят популярные детские книги, начиная с «Азбуки» Л. Толстого, «Приключений Буратино» А. Толстого, историй о Мумми-Тролле Туве Янсон, «Путешествия Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлеф, книжек Астрид Линдгрен про Карлсона и Пеппи — Длинный Чулок и кончая рассказами Н. Носова и В. Драгунского (некоторые из «Денискиных рассказов»). Очень хорошо, если есть возможность приобрести книгу Л. П. Стрелковой «Азбука эмоций», где специально подобраны соответствующие литературные произведения для дошкольников. В принципе с этой целью могут использоваться почти все сюжетные произведения, доступные понима­нию детей 5—6 лет и рекомендованные программой детского сада.

Подобная работа в группе помогает детям научиться понимать других людей, цели и мотивы их действий, приучает их согласовывать свои желания и поступки с чужими, находить компромиссные решения и бесконфликтные способы поведения. Однако для некоторых детей с повышенной агрессивностью этого оказывается недостаточно.

Это относится прежде всего к детям аффективным, невротичным, упрямым, особенно когда родители всеми силами стараются изменить «дурной характер» ребенка, не считаясь с особенностями его темперамента, и тем более когда они сами отличаются повышенной эмоциональностью и эффективностью, применяют к ребенку слишком строгие меры, в том числе физические наказания, унижают на глазах у других и т. п.

В результате одни дети «ломаются» и в конце концов подлаживаются к требованиям родителей, но при этом теряют к ним доверие и, жертвуя собственной индивидуальностью, превращаются в пассивных, чрезмерно осторожных, плаксивых детей со множеством невротических проявлений. Другие, более физически и психически сильные и активные, вступают в конфликт не только с родителями, но и со всем белым светом, превращаясь в маленьких злюк, как бы мстящих за свои обиды всем окружающим.

 Нужно помнить, что агрессивные реакции возникают у детей в ответ на психотравмирующую ситуацию и представляют собой активный протест, проявляющийся в грубости, непослушании, драках и вызывающем поведении при столкновении с любыми психологическими трудностями. Такие реакции сначала всегда избирательны, направлены на обидчика, В семье это могут быть конфликты с родителями, ревность к появившемуся второму ребенку, В детском саду это обычно не сложившиеся отношения с воспитателем, социальная изолированность, нарушение адаптации. Только при особенно неблагоприятном сочетании ошибок семейного воспитания и организации жизни ребенка в детском саду агрессивное поведение закрепляется и становится привычной формой реагирования на любые трудности, с которыми сталкивается ребенок. К счастью, это происходит не так уж часто. Здесь может помочь своевременное вмешательство психолога.

Агрессивные дети требуют особого внимания и специальной работы с ними. Целесообразно объединять их в группы по нескольку человек со спокойными и уступчивыми детьми, чтобы избежать постоянных ссор и конфликтов.

С агрессивными детьми психолог детского сада должен проводить специаль­ную коррекционную работу, направленную на удержание ровного, веселого, радостного настроения (в частности, подвижные игры); на понимание эмоционального состояния партнера; на мимическое и пантомимическое самовыражение (психологические этюды, отгадывание чувств и переживаний по схематическому рисунку лица с различными эмоциональными выражениями и т. п.). Очень важно — обучить детей, пребывающих почти в постоянном нервном напряжении, некоторым простейшим приемам саморасслабления. При возникновении агрессивных тенденций во время психокоррекционных занятий используется «минута шалости» или битье в барабанчик. Для психокоррекционных занятий дети 4—5 лет и 6—7 лет могут объединяться в маленькие подгруппы (не больше 4—6 человек).

На родительских собраниях педагог группы и психолог разъясняют проблему детской агрессивности и дают рекомендации по ее предупреждению. На консультациях психолог подробно объясняет родителям особенности поведения их ребенка, его причины, вырабатывает и предлагает родителям способы коррекции агрессивного поведения в семье. Очень полезно, когда несколько родителей агрессивных детей проходят курс игровой терапии для взрослых, участвуют в специально организованных тренингах. Это способствует гармонизации отношений в семье, помогает понять своего ребенка и принять его таким, какой он есть, выбрать адекватные способы коррекции нежелательного поведения.

Родителям напоминают, что нельзя разрешать дошкольникам смотреть телевизор одним, без взрослых; нужно обязательно обсуждать с ними происходящее на экране, давать свои оценки. Научить ребенка сочувствию, состраданию — очень важная задача, связанная с нравственным воспитанием, она требует от родителей сил и времени.

Детская агрессивность в дошкольном возрасте почти всегда носит временный, ситуативный характер, легко поддается коррекции и при правильной организации жизни в детском саду и в семье не закрепляется как черта характера, а сглаживается и исчезает. Однако это происходит только при терпеливой и согласованной работе педагога, психолога и самих родителей. Если же пренебречь проявлениями агрессивности в дошкольном возрасте, то она может стать основной формой самовыражения ребенка, его личностным качеством. И с ним придется жить его родителям, его придется терпеть учителям, сверстникам и всем окружающим.