Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформи­рованное тонких движений пальцев рук.

Если развитие движения паль­цев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нор­мы, если развитие движений пальцев отстает — задерживает­ся и развитие речи. Ученые, изу­чающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значе­ние функций руки.

Учеными-физиологами доказа­но, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре голов­ного мозга положительно влия­ет на подвижность органов арти­куляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным.

Как отмечает М.М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения двигательную проекционную область кисти руки можно счи­тать еще одной речевой зоной мозга.

Кроме того, гимнастика для пальчиков, несомненно, помогает ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности.

Следовательно, работа по   тренировки тонких движений пальцев рук является стимулирующим для общего развития ребенка также способствует профилактике и преодолению нарушения речи.

В специальной литературе работа по формированию и совершенствованию общих движений тонкой моторики пальцев рассматривается как неотъемлемая часть комплексной систем коррекционно-педагогического воздействия на детей с нарушением речи.

Практика показывает: чем раньше начинается работа развитию мелкой моторики, те больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений.

Воспитателю детского сада необходимо понимать важность такой работы с детьми, уметь проводить ее самому и научить этому родителей. Работу по тре­нировке пальцев можно начинать очень рано: с 3-4-месячного возраста ребенка. Вначале это только массаж (легкое поглажи­вание кистей рук с обеих сторон в направлении от кончиков пальцев к запястью) и упражне­ния в виде пассивных (с помо­щью взрослого) сгибаний и раз­гибаний каждого пальчика в отдельности (проводятся по не­сколько раз в день в течение 2— 3 мин). В 7—8 месяцев уже впол­не возможна и активная трени­ровка рук: ребенка можно обу­чить перебирать сначала крупные, а затем более мелкие предметы (погремушки, пуговицы, бусы и т.д.). В конце первого — начале второго года жизни ребенку ста­новятся доступны многие игры: с вкладышами, кольцами, кубиками, Деревянными складными игруш­ками и т.п. Такие игры дают воз­можность тренировать тонкие Движения пальцев рук. Для сти­муляции речевой функции вполне достаточно 5—10 мин ежедневных занятий на развитие мелкой мо­торики.

В условиях детского сада рабо­та над тонкими движениями рук.  Рекомендуется для всех возраст­ных групп, с постепенным услож­нением заданий. Проводятся уп­ражнения в течение 1—3 мин на фронтальных занятиях в форме физкультминуток, а также во время прогулок, игр, в другие режимные моменты.

Начинать занятия пальчико­вой моторики следует с простых упражнений, доступных боль­шинству детей группы. Тот, кто не может самостоятельно выпол­нить движения, начинает пассив­ные движения пальцами, т.е. с по­мощью взрослого. В дальнейшем, в результате тренировок, пальчи­ковые движения совершенству­ются, и дети уже не нуждаются в чьей-либо помощи.

Проанализировав речевое разви­тие детей во всех возрастных груп­пах, мы пришли к выводу, что це­ленаправленная тренировка рук должна проводиться в детских садах с 2-летнего возраста. На первых занятиях все упражнения выполняются медленно, необхо­димо следить за правильностью кисти руки, точностью переклю­чения с одной позы на другую, дифференцированностью движе­ний пальцев, их синхронностью или последовательностью.

При затруднениях можно по­могать детям принимать необхо­димую позу, позволять поддер­живать и направлять свободной рукой положение другой. При этом важно оценивать действия детей, постоянно одобрять и под­бадривать.

 

Как играть в пальчиковую игру?

Во время пальчиковых садитесь друг напротив друга чтобы лица взрослого и ребенок были на одной высоте, и мал видел, как вы поете, а вы вид его лицо. Для ребенка до 3 хорошим результатом будет у них выполнять правильные движения пальчиками в то время когда поет взрослый.

Все пальчиковые игры про делятся тремя способами:

  • взрослый сам выполнит движения — ребенок смотри
  • взрослый выполняет движение руками ребенка;
  • ребенок выполняет движение своими руками.

Никогда не следует принуждать ребенка играть. Если игра понравится, он будет участвовать, просить повторения.  Если малыш показывает движение по-своему, его не след исправлять. Наоборот, пусть покажет другим, как, например прыгает его зайчик. Такая демонстрация особенно полезна еще неловкого и стеснительного ребенка. Главное, чтобы он порадовался своему успеху.

Примеры пальчиковых игр

Сорока

(Вариант 1)

Сорока, сорока,

Указательным пальцем правой руки дети водят по ладони левой.

Где была? Далёко? Кашу варила, Деток кормила: этому дала,

Сгибают поочередно каждый палец, кроме мизинца.

Этому дала, этому дала, этому дала, а этому не дала:

Стучат указательным пальцем по мизинцу в ритме потешки.

Ты дров не рубил, Ты воды не носил, Ты печь не топил, ничего не получил.

(Вариант 2) Сорока, сорока, сорока-белобока

Указательным пальцем правой руки дети водят по ладони левой.

Кашу варила, на порог скакала, Гостей созывала. Гости на двор — кашу на стол. Этому дала на тарелочке,

Сгибают поочередно каждый палец, кроме мизинца.

Этому дала на блюдечке, этому в чашечке, этому в мисочке, а этому не дала:

Стучат указательным пальцем по мизинцу в ритме потешки.

Ты дров не рубил, Ты воды не носил, Ты печь не топил, ничего не получил. Идет коза рогатая,

Правой рукой дети изображают рога, вытянув вперед указательный палец и мизинец.

Идет коза бодатая. Ножками — топ-топ!

Кончиками пальцев обеих рук ударяют по столу или коленям.

Глазками — хлоп-хлоп! Кто каши не ест, Молока не пьет,

Хлопают в ладоши.

Того коза забодает, забодает.

Ладушки

Ладушки, ладушки,

Взрослый берет руки ребенка, хлопает ими в ладоши в такт, а на предпоследние слова руки разводит и быстро поднимает на голову ре­бенка.

Где были? У бабушки. Что ели — кашку, что пили — бражку,

Бражка сладенька,

Кашка масленька,

Ложка маленька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Шшшу — полетели, полетели,

На головку сели.

 

Оладушки

Бабушка, бабушка

Дети загибают поочередно паль­цы на обеих руках.

Испекла оладушки. Один Машеньке, Один. Коленьке...

И т.д., перечисляя всех детей.

Капуста

Мы капусту рубим-рубим,

Дети двигают прямыми ладоня­ми вверх-вниз.

Мы капусту солим-солим,

Имитируют посыпание солью.

Мы морковку трем-трем.

Потирают кулак о кулак.

Мы капусту жмем-жмем.

Сжимают и разжимают кулаки.

Потом в бочку кладем.

Повторяют несколько раз. Имитируют движение руками, как кладут капустку.

Стирка

Буду маме помогать,

Дети трут кулаками друг о друга.

Буду сам белье стирать: Мылом мылю я носки,

Водят кулаком по ладони.

Крепко трутся кулачки,

Трут кулаками друг о друга.

Сполосну носки я ловко

Двигают кистями рук вправо-влево.

И повешу на веревку.

Поднимают руки вверх, кис^ сгибают.

Вышли пальчики гулять Раз, два, три, четыре, пять

Дети   поочередно   разгиба: пальцы из кулаков.

Вышли пальчики гулять.

Хаотично шевелят пальцами.

Раз, два, три, четыре, пять

Поочередно сгибают пальцы кулаки, начиная с мизинца.

В домик спрятались опять.

Ударяют кулаками по столу ил коленям.

Моя семья

Этот пальчик — дедушка,

Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик — бабушка,  Этот пальчик — папочка,  Этот пальчик — мамочка,  Этот пальчик — я, Вот и вся моя семья!

Хлопают в ладоши.

Прятки

В прятки пальчики играли

Дети ритмично сгибают и разгибают пальцы. Усложнение: поочередно сгибать каждый палец обеих руках.

И головки убирали. Вот так, вот так, головки убирали.

Этот пальчик

Этот пальчик хочет спать,

Дети поочередно сгибают паль­цы, начиная с мизинца.

Этот пальчик — прыг в

кровать. Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул.

Поднимают большой палец вер­тикально.

Тише, тише, не шуми, Братиков не разбуди!

Шевелят всеми пальцами.

Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора!

В гости

В гости к пальчику большому

Дети сжимают пальцы рук в ку­лак, большой палец поднимают вверх, начиная с указательного пальчика, по одному отгибают.

Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний, Сам мизинчик-малышок

Пальцы сжимают в кулак, стучат кулаками друг о друга.

Постучался на порог. Вместе пальчики — друзья, Друг без друга им нельзя!

Дружные пальчики

Этот пальчик маленький,

Дети сжимают пальцы в кулак,

Длинно разгибают по одному, начиная с большого.

Мизинчик удаленький. Безымянный — кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну а это — средний, длинный,

Он как раз посередине.

Этот — указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не

длинный,

Среди братьев самый сильный.

В конце снова сжимают пальцы в кулак, но большой кладут сверху.

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.

Пять маленьких братьев

Пять пальцев на руке своей

Дети выполняют движения пальцами согласно тексту.

Назвать по имени сумей. Первый палец — боковой — Называется большой. Палец второй — указчик

старательный,

Не зря называют его

указательным. Третий твой палец — как раз посредине,

Поэтому средний дано ему

имя.

Палец четвертый зовут

безымянный, Неповторимый он и упрямый. Совсем как в семье, братец

младший — любимец, По счету он пятый. Зовется мизинец.

Замок

На дверях висит замок. Дети сжимают пальцы в «замочек».

Пожимают плечами.

Мы замочек потянули,

Тянут в стороны сцепленные кисти.

Мы замочек покрутили,

Крутят сцепленные кисти.

Мы замочком постучали

Стучат основанием кистей друг о друга.

И открыли!

Разводят кисти в стороны.

Дом и ворота

На поляне дом стоит, Дети изображают руками «дом». Ну а путь к нему закрыт. Изображают «Закрытые ворота». Мы ворота открываем,

Изображают «Открытые ворота». В этот домик приглашаем. Изображают «Дом».

В доме

Стол стоит на толстой ножке,

Дети сжимают одну руку в кулак, ладонью другой его накрывают.

Рядом стульчик у окошка,

К нижней части вертикальной ладони приставляют кулак.

Два бочонка под столом,

Сжимают два кулака.

Вот какой я видел дом. Изображают «дом».

Пальцы — дружная семья

Пальцы — дружная семья,

Дети ритмично сжимают и разжимают кулаки.

Друг без друга им нельзя.

Поочередно поднимают паль обеих рук вверх.

Вот — большой, а это среди Безымянный и последний, Наш мизинчик — малыша

Каждый палец руки поочерёдно соединяют с большим.

Указательный забыли! Чтобы пальцы дружно жили. Будем их соединять И движенья выполнять.

Играем пальцами

Мы рога козы покажем,

Дети вытягивают вперед указ тельный палец и мизинец. Остальные пальцы загибают в кулак. Понимают «рога» к голове.

И рога оленя даже.

Широко раздвигают пальцы о их руки, скрещивают ладони и поднимают «ветвистые рога» к голове

И про зайку не забудем, —

Выдвигают вперед указательный и средние пальцы обеих рук. Поднимают «ушки» к голове и шевелим.

Ушками водить мы будем.

Чтобы четко говорить,

Каждый палец руки поочередно соединяют с большим.

Надо с пальцами дружить!

Гномы

Жили-были в домике

Дети сжимают и разжимают ку­лаки.

Маленькие гномики:

Загибают пальцы на каждое имя гнома.

Тики, Ники, Лики, Чики, Мики. Стали гномики стирать. Тики — рубашки, Ники — платочки, Лики — пижамку, Микки умница был,

г,

Всем водичку носил. Трут кулаки друг о друга.

Пальчик-мальчик

Пальчик-мальчик, где ты был?

Дети показывают большие паль­цы на обеих руках.

С этим братцем в лес ходил,

Поочередно соединяют осталь­ные пальцы с большим.

С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел.

Зайцы

Скачет зайка косой

Дети изображают «ушки» зайки.

Под высокой сосной,

Одной рукой изображают дерев

Под другой сосной

Другой рукой изображают дерево.

Скачет зайка второй. Изображают «ушки» зайки. Зайка

Зайка серенький сидит

Дети изображают «ушки» зайки

И ушами шевелит.

Шевелят «ушками», используя указательный и средний пальцы.|

Он играет в барабан —

Поочередно «постукивают» остальными пальцами по большом^

Трам -трам -трам.

Про кошку

Подставляй ладошку —

Дети вытягивают ладони вперед.

Расскажу про кошку. Будем пальчики считать?

Сжимают пальцы в кулак.

Вот — кулак, а вот — ладошка.

Показывают.

На ладошку села кошка

Кладут кулак на ладонь.

И крадется потихоньку,

И крадется потихоньку.

Указательным и средним паль­цем «шагают» по руке.

Видно, мышка там живет,

Таня мышку там найдет.

Литература

  • Белая А.Е., Мирясова В. И. Паль пиковые игры для развития реч дошкольников. М., 1999.
  • Развиваем руки — чтоб учитывать) и писать, и красиво рисовать / СЕ. Га рина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топорков СВ. Щербинина. Ярославль, 2000.
  • Расскажи стихи руками (по моги! вам английского фольклора). Вольный перевод В. Егорова. М., 1992.
  • Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи до-| школьников. М., 1999.
  • Ткаченко Т.А. Мелкая моторик Гимнастика для пальчиков. М., 2005.]
  • Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1997.J