Динамика полоролевой

социализации дошкольников

I          Определения

 

Ребенок родился и первый вопрос, который слышат родители: «Ну, кто? Мальчик или девочка?». Зачастую и сами родители ждут не ребенка вообще, а именно сына или доченьку. С полом ребенка, как правило, связаны мечты или ожидания родителей. Но когда ребенок родился, когда он дома, то становится не так уж важно мальчик или девочка. Пеленки, бессонные ночи, посещение поликлиники отодвигают на задний план важность пола. Интересно, когда мы, взрослые в своем отношении и приемах воспитания, начинаем делить детей на мальчиков и девочек?  Когда сами дети начинают относиться к себе как к мальчикам и девочкам?  Попробуем разобраться.

Для начала следует определиться с  терминологией:

Полоролевая социализация – процесс вхождения человека в систему культурных норм и стандартов поведения и взаимоотношений мужчин и женщин.

Полоролевое развитие – процесс и результат овладения половой ролью в ходе полоролевой социализации.

Половая роль – это модель поведения, определяемая системой предписаний и ожиданий, которую индивид должен усвоить и соответствовать ей, чтобы его признали представителем мужского или женского пола.

II     Динамика полоролевого развития ребенка в дошкольном возрасте

Для кого-то это может показаться удивительным, но полоролевая социализация ребенка начинается уже с момента определения пола ребенка. Именно с рождения с ребенком разговаривают, его одевают, жалеют, наказывают не как просто ребенка, а как мальчика или девочку. Это повелось веками, это доказано учеными, что к мальчикам взрослые относятся более строго, их более часто наказывают, реже берут на руки, чем девочек. По отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания (отойди, принеси, дай, перестань), а в разговоре с девочками чаще упоминают о чувственных состояниях (хороший, люблю, грустный, веселый). Получается, что взрослые, утверждая, что к детям относятся одинаково, ошибаются. Интуитивно чувствуя различия в детской психике, по-разному относятся к детям.

Дошкольный возраст является очень важным в полоролевой социализации детей.  Дело в том, что в возрасте 1,5 – 6  лет, ребенок знакомится с различиями полов и осваивает свою половую роль. Интенсивное освоение половых ролей и полоролевого репертуара обеспечивается разъяснениями взрослых, прямо инструктирующих ребенка, и их реакциями на соответствие или несоответствие его поведения этим инструкциям; наблюдением за поведением других людей разного пола; оценки взрослыми и сверстниками степени проявления мужественности и женственности ребенка; влиянием женских и мужских литературных и телевизионных образов; жизненным опытом ребенка.

Проследим полоролевую социализацию ребенка - дошкольника в динамике.

К трем годам у ребенка формируется базовая половая идентичность. Изучая свои руки, ноги, глаза, постигая их функции и научаясь связывать с ними телесные ощущения, они узнают о половых органах, сравнивают свое телесное устройство с устройством других людей, включая различия в категоризации пола.  В это время появляются первые вопросы о появлении детей на свет.  Интерес к телесному устройству и деторождению наблюдается у всех нормально развивающихся детей, а удовлетворение его отвечает познавательной активности ребенка и входит необходимой частью в процесс полоролевой ориентации.

Кстати, этот возраст Фрейд считал очень важным именно для девочек, он указывал, что девочки начинают ревновать папу к маме, конфликтовать с мамой. Тактичное и терпимое отношение родителей в этот период поможет избежать агрессивного поведения девочки в будущем, безболезненно и быстро преодолеть этот период.

В возрасте 3 – 6 лет осуществляется половая идентификация ребенка с родителями своего пола.

С 5 – 6 лет половая идентификация с родителем своего пола приобретает характер ролевой идентификации. Идентификация с ролью рассматривается как способность ребенка, представляя себя на месте родителя или другого значимого человека своего пола, воспроизводить его образ действий.

Половая дифференциация способствует возникновению двух подструктур в группе детского сада – группы девочек и группы мальчиков. В группе сверстников своего пола ребенок получает возможность осознать полоролевые различия и апробировать освоенную половую роль в среде себе равных людей.

К концу шестого года жизни ребенок овладевает половой ролью, которая выражается единством сознания и переживания себя как носителя половой роли и проявляется в способах поведения, характерных для людей того или иного пола.

Фрейд указывал, что возраст 5 – 6 лет – это начало латентного периода в половом развитии детей. В этом возрасте дети больше обращают внимание на игры, учебу, спорт. Это мирный, неконфликтный возраст. Именно сейчас дети более способны в обучении всему новому.

В возрасте 6 – 7 лет дети окончательно осознают необратимость половой принадлежности, и это совпадает с бурным усилением половой дифференциации интересов, деятельности и установок.  Мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и игровых партнеров, у них проявляются разные интересы и стили поведения. Содержание половых ролей определяют по физическим данным, особенностям игры и межполовым отношениям.  Однополые компании способствуют осознанию и кристаллизации половых различий (И. С. Кон)

Можно сделать вывод, что в динамике полоролевого развития в дошкольном возрасте выделяется ряд последовательных и закономерных этапов становления половой роли, знание которых позволит воспитателям грамотно и своевременно содействовать развитию ребенка как представителя пола.

III    Литература

  • Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998.
  • Детский сад от А до Я 1 / 2006 // Коломийченко Л. В., Прозументик О. В. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек.
  • Марцинковская Т. Д. История детской психологии. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998.