В рамках создания условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в детский сад, в нашем образовательном учреждении сложилась своя система организации работы в рамках адаптационного периода, которая состоит из следующих этапов:

Первый этап (апрель) – прогноз адаптации, который осуществляется еще до поступления ребенка в детский сад. Ежегодно в апреле мы проводим общее собрание для родителей, чьи дети будут поступать в сентябре в группы раннего возраста. В рамках собрания воспитатели знакомятся с родителями своих воспитанников, вместе с администрацией ДОО собирают информацию для личных дел, проводят лекцию - консультируют по вопросам адаптации, педагог-психолог проводит анкетирование, с помощью которого определяется готовность поступления ребенка в детский сад;         

Второй этап (до поступления ребенка в детский сад) – встречи с мамами и детьми, где педагог-психолог проводит консультирование по вопросам готовности поступления детей в ДОО (по договоренности и запросам родителей);

Третий этап (апрель-сентябрь) – взаимодействие педагога-психолога с воспитателями групп раннего возраста. На данном этапе педагоги повышают свой профессиональный уровень с помощью консультационных встреч по прогнозам адаптации. При необходимости собирается информация от медицинского персонала по состоянию здоровья дошкольников;

Четвертый этап (сентябрь-октябрь) – поступление малышей в группу раннего возраста с обычным режимом в соответствии с разработанным нами алгоритмом постепенного вхождения в детский сад (график поступления находится у медсестры).

На данном этапе воспитатели совместно со старшим воспитателем и педагогом-психологом изучают детей. Специалисты наблюдают за детьми в процессе деятельности. Воспитатели изучают детей в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.

Результаты адаптационного периода обсуждаются и анализируются педагогическим коллективом группы. Совместно в рамках МПП совещания обсуждаются достижения детей, недостатки в работе, намечаются пути сопровождения;

Пятый этап – проведение занятий по адаптации с детским коллективом. В рамках адаптационного периода воспитатели организуют игры-занятия, на которых педагог-психолог частый гость (где ведет наблюдения за детьми, заполняет карты нервно-психического развития);

Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы.

Здесь нужно учитывать, что педагог-психолог должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит работу с детьми, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитателей   знакомлю с содержанием тех видов работы, которые проводит педагог-психолог. Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

Кроме того мы совместно готовим и проводим интегрированные занятия, развлечения и праздники. Данные мероприятия являются итогом всей педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой работает весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем.

Шестой этап – тесное взаимодействие с родителями.

Существует несколько направлений в организации оптимального режима адаптации ребенка к детскому саду. Базовое и наиболее эффективное направление, по нашему мнению, складыва­ется в процессе взаимодействия ДОУ и семьи. Именно в тесном сотрудничестве с ней, возможно, создать необходимые условия для благоприятного развития ребенка.

Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости  работы со своим ребенком, о единстве требований педагогов и родителей. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

Для эффективного взаимодействия мы используем разные формы с родителями. В том числе и проведение встреч с родителями в рамках клуба «Семейный очаг». Клубные встречи, проходят с периодичностью 1 раз в квартал по актуальным вопросам, которые формируются по запросам наших родителей. 

Вывод:  Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной ребенка раннего возраста, социализации и адаптации их в обществе.