Ребенок в дошкольные годы должен не только овла­деть различными двигательными умениями, научиться видеть мир, мыслить, но и разбираться в таких понятиях, как «хорошо» и «плохо», привыкнуть подчинять свои жела­ния необходимости, усвоить правила поведения в обществе.

  Люди в различных ситуациях поступают так или иначе потому, что у них сложилось определенное общественно обусловленное понятие о том, что поступать следует не только так, как хочется самому в данный момент, а как важнее и лучше для окружающих. Поэтому уровень развития личности человека отражает его готовность со­измерять свои желания и стремления с более важным, с точки зрения общества, долгом, способность поступиться своими интересами для блага других. Всеми этими пра­вилами поведения ребенку необходимо овладеть, а дается это не так просто и быстро. Поскольку поведение дошколь­ника в значительной мере определяется его чувствами, необходимо использовать их для того, чтобы побуждать по­ступать в соответствии с общепринятыми требованиями, учитывающими интересы других людей. Например, предло­жение поделиться игрушками со сверстником ребенок ско­рее всего встретит с негодованием и не выполнит. Но если постараться вызвать у ребенка чувство симпатии к этому же сверстнику, то он сам охотно даст ему любую игрушку. Поэтому очень важно, чтобы у детей преобладали поло­жительные эмоции, тогда они будут поступать так, как надо. Если же преобладающими эмоциями станут отрицательные (обида, страх, гнев), то в поведении ребенка будет много такого, что принесет родителям огорчение. Проступки ре­бенка не должны проходить мимо внимания родителей. Но при их разборе следует сохранять дружеский довери­тельный тон. Нельзя при этом срываться, кричать. Воспи­тание детей требует от взрослых самоконтроля.

   Определить, что хорошо, а что плохо, ребенок может по оценке родителей его поступков. Стремление быть хоро­шим характерно для детей. Ребенок всегда верит в то, что он хороший. Родители, опираясь на высокую внушаемость дошкольника, должны поддержать в нем эту веру. Ребята любят, когда взрослые хвалят их действия. Им это очень приятно, и они стараются сделать то, за что их будут хвалить.

 Если при ребенке похвалить кого-то за хороший по­ступок или какое-то полезное действие, это придаст в глазах ребенка привлекательность и данному человеку и его дей­ствиям. Ребенок постарается поступить так же, чтобы и его похвалили. Это один из возможных методов закреп­ления у ребенка тех черт поведения, которые ему необ­ходимы. Все положительные поступки детей надо отмечать. Доброе, ласковое слово - мощный стимул формирования положительных поведенческих реакций — особенно важно для робких детей, которые боятся неудач и поэтому не бе­рутся за дело. Ласковое, заботливое отношение в сочета­нии с доверием и разумной требовательностью придает ребенку уверенность в своих силах и возможностях и побуждает на добрые дела. Но нельзя расхваливать детей в их присутствии другим людям. Это воспитывает в них завышенное самомнение, зазнайство. Незаслуженные оценки приносят не пользу, а вред. Они обесценивают по­хвалу.

 Для направления поведения ребенка кроме положитель­ного опыта и похвалы можно использовать и порицание, хотя слова неодобрения воспринимаются ребенком в более старшем возрасте, чем похвала.

Резкое порицание в расчете вызвать чувство стыда -средство сильное, и злоупотреблять им не следует, чтобы не вызвать у ребенка обиды.

 Наставлять детей, как лучше поступать, можно в раз­личных ситуациях, например, читая ему книгу. Для этого каждый описанный плохой поступок стоит соответствую­щим образом прокомментировать. Так же следует посту­пать и читая о положительных действиях героев.

 Особенно важен личный пример родителей. Если они желают, чтобы поведение ребенка было примерным, необ­ходимо в первую очередь пересмотреть домашний быт и уклад жизни, привычки, проконтролировать стиль взаимо­отношений в семье. Ребенку необходим спокойный добро­желательный психологический климат. Если взрослые все­гда вежливы друг с другом, спокойны, доброжелательны, внимательны к другим, то и ребенок привыкнет вести себя подобным образом.

  В присутствии детей нельзя ссориться и выяснять отно­шения. Возбужденное состояние родителей, передаваясь ребенку, сказывается на его нервной системе, способствует возникновению невротических состояний, отрицательно влияющих на защитные силы детского организма, а эле­менты неправильного поведения взрослых входят в его поведение. Он воспроизводит их сначала в игре, а затем и в своих отношениях с людьми.

 Некоторые родители злоупотребляют запретами, что может неблагоприятно отразиться на поведении детей. А. С. Макаренко указывал, что в воспитании важно «найти чувство меры между активностью и тормозами». Неокреп­шая нервная система ребенка, защищаясь от бесконечных затруднений, со временем начинает давать лишь негативные реакции, вследствие этого дети становятся непослушными, капризными, упрямыми. Поэтому родителям лучше избе­гать прямых запретов там, где можно дать ребенку возмож­ность самому поступить правильно, детально объяснив ему отрицательные последствия непослушания.

 Родители   нередко   принимают   за   упрямство   настой­чивость. По внешнему выражению они сходны, но упрям­ство — это отрицательное проявление поведения ребенка, а настойчивость, стремление достичь задуманной цели — хорошая чертами ее надо закреплять.