Как надо вести себя с маленьким лгунишкой

  • Попытайтесь выявить основную причину лжи и проанализировать ее.
  • Выявите, малыш солгал безвинно или преднамеренно.
  • Если преднамеренно, то почему? В чем виноваты вы? Кто при этом пострадал: вы, ваш ребенок или посторонний. Какая информация закодирована во лжи?
  • Постарайтесь определить, какая эта ложь: ложь-нападение, ложь-защита, ложь-поплавок, ложь-фантазия, ложь во спасение, ложь-соломинка?
  • Как только вам покажется, что вы нашли возможную причину лжи, постарайтесь действовать и помогать ребенку. Постарайтесь объяснить ребенку, что следует за ложью и почему необходима честность. Расскажите ему историю о том, к чему приводит ложь и сколько может доставить неприятностей.
  • Учите его говорить любую правду.
  • Старайтесь сделать все от вас зависящее, чтобы у ребенка не было заниженной самооценки. Почаще поощряйте его, не скупитесь на похвалу.
  • Не разжигайте ревность и соперничество между детьми в вашей семье.
  • Нельзя предъявлять к ребенку завышенные требования. Заботы малыша должны быть только возрастными. Дела – посильные.
  • Не опекайте ребенка чрезмерно.
  • Когда малыш обманывает, подражая сверстникам, вмешивайтесь в его дружеские отношения и, если надо, прекратите их.
  • Когда малыш копирует своей ложью вас, задумайтесь серьезнее об этом. Чтобы научить ребенка честности, необходимо самим быть честным.
  • Запомните, что маленький лгунишка – большой психолог. И потому, как вы прореагировали на его обман, он судит, как на самом деле вы относитесь к нему.

Как надо вести себя с ребенком, который берет чужое

Как только вы выявили, что ваш ребенок берет чужие вещи, не паникуйте. Это еще не значит, что он станет вором. Вы должны знать, маленькие дети не воруют в том смысле слова, как мы понимаем. У них свои взгляды на «свое» и «чужое», отличные от наших.

Ребенок не ворует, а берет. Берет при всех, чтобы поиграть, насладиться вещью. Он еще не понимает разницы между общественной и личной собственностью. Малыш еще незрел, и опыт жизни пока не научил его таким понятиям. Вам необходимо своевременно раскрыть ему их смысл.

Не выливайте на ребенка лавину отрицательных эмоций.

Постарайтесь успокоиться и отыскать возможную причину воровства, как бы надежно она не была скрыта.

Объясните ребенку разницу между своим и чужим, а также почему чужое брать нельзя. Объясните ему, что чувствуют другие дети, когда лишаются чего-либо, что он будет чувствовать сам, когда другой ребенок неожиданно присвоит себе его любимую игрушку или вещь.

  • Пойдите вместе с ним и возвратите чужую вещь ее владельцу. Но сделайте все это так, чтобы малыш не чувствовал позора.
  • Объясните ребенку, что если ему захочется взять чужое, он сможет взять его только тогда, когда получит на это разрешение.
  • Не искушайте малыша соблазнами, делая доступным недоступное.
  • Учите малыша ответственности за собственное поведение.
  • Когда малыш ворует беспричинно и постоянно, необходимо показать его психоневрологу и провести назначенную им коррекцию.
  • Ребенок должен знать, что мама с папой не одобряют никакого воровства.
  • Если у вашего ребенка все в порядке, нет отклонения от нормы, он здоров, то это возрастное воровство окажется лишь мелким эпизодом в его жизни, исчезнув раз и навсегда в дальнейшем.

Как надо вести себя с застенчивым ребенком

  • Быть очень деликатным с ним.
  • Не отвергать его и не использовать авторитарный метод воспитания, насильно заставляя его проявлять активность.
  • Все делайте так, чтобы малыш чувствовал себя защищенным и независимым от вас.
  • Гасите тревогу по любому поводу.
  • Повышайте уровень его самооценки.
  • Учите, чтобы он уважал себя.
  • Хвалите его и делайте ему комплименты.
  • Формируйте уверенность в себе.
  • Помогите найти ему все то, что в чем он превосходит своих сверстников, и этой сильной стороной уравновесить слабую, как средство компенсации всех недостатков.
  • Учите ребенка идти на разумный риск, уметь стойко переносить поражения.
  • Тренируйте с ним навыки общения со сверстниками и взрослыми.
  • Любыми способами поощряйте его игры со сверстниками.
  • Помогите ему найти такого друга, который защищал его в среде сверстников.
  • Не создавайте такие ситуации, в которых он бы ощущал себя неполноценным и был объектом даже самых невинных шуток и насмешек.
  • Будьте нежными с ним.
  • Сочувствуйте ему.
  • Поддерживайте его.
  • Следите за тем, чтобы между вами и вашим ребенком было полное доверие.

Как надо вести себя с ребенком, испытывающим страх

  • Первым делом выясните причину страха.
  • При выборе воспитательных мероприятий, учитывайте, что страх имеет непроизвольный, неосознанный характер.
  • Помните, что малыш не может управлять своим поведением и не владеет собой. Поэтому словесные убеждения неэффективны.
  • Ни в коем случае не запугивайте ребенка (даже тогда, когда ему действительно может угрожать опасность).
  • Обучайте терпимостью к страху и управлению им, а в некоторых случаях и противодействию источнику страха (например, пусть ребенок сам запугает драчуна, которого боится).
  • Не перегружайте ребенка пугающими его сказками и историями.
  • Если малыш боится темноты и замкнутого пространства, тогда зажгите лампу, откройте двери, побудьте рядом с ним.
  • Чтобы ребенку не страшно было спать, пусть возьмет с собой в кроватку любимую игрушку.
  • В некоторых случаях, у более старших детей, можно попытаться уменьшить страх при помощи стыда «Ты ведешь себя как маленький испуганный котенок».
  • Постарайтесь проиграть пугающее малыша событие таким образом, чтобы страшное показалось смешным или обыденным в повседневности. Например, если ребенок боится собак, то затейте ему игру в пограничника, где он будет с любимой собакой охранять границу. Или расскажите, как переживала собака, когда малыш убегал от нее, потому что она очень хотела с ним подружиться. Необходимо, чтобы после игры у ребенка было убеждение, что страх его напрасный.
  • Главное, не принуждайте ребенка делать то, что он еще не в силах сделать.