Уважаемые родители! Нача­лась вторая половина учебного года. При­ятно сознавать, что первая, самая трудная, прошла успешно. Дети освоились в нашем учреждении. Теперь уже с охотой и интере­сом каждый день узнают что-то новое. Ма­лыши за последнее время заметно повзрос­лели, некоторым уже исполнилось три года. Может быть, кто-то уже испытал на себе из­менения, которые происходят с детьми во время "первого взросления".

Сегодняшнюю встречу хочется посвятить этой теме.

«Поговорим об агрессии»

Ребенку в раннем возрасте присуща определенная агрессивность. Мы должны ожидать ее проявления и даже рассчитывать на нее.

Агрессивность имеет свои положительные и  отрицательные стороны. Агрессивность способна развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность, может сделать ребенка упорным либо безвольным. Разумеется, нам важно поощрять развитие положительных сторон агрессии и препятствовать отрицательным проявлениям. С самого рождения ребенок целиком и полностью зависит от родителей. Мы, взрос­лые, порой вынуждены уделять детям мень­ше внимания, чем следует, и навязывать им то, что их сердит и злит.

Неспособность управлять своими побуж­дениями и желаниями и неумение контро­лировать их усложняют жизнь ребенка. На­пример, возникшие одновременно чувства голода и усталости могут стать причиной гнева и раздражения. Одним словом, ре­бенку часто приходится страдать от огорче­ния. И, плача, он постепенно переходит от призыва о помощи к отчаянному, гневному протесту.

Агрессивность складывается из неудовле­творенности, протеста, злости и явного наси­лия, возникает при попытке ребенка изме­нить положение вещей. Все это совершенно нормально и, безусловно, предпочтительнее, чем хныканье, жалобы, покорное повинове­ние, бесплодное фантазирование и другие проявления ухода от действительности.

"Скорая помощь" в общении с агрессивным ребенком"

Лучший способ избежать чрезмерной аг­рессивности у вашего ребенка - проявлять к нему любовь. Мы любим своих детей, но да­леко не всегда проявляем нашу любовь столь очевидно, чтобы малыши почувство­вали ее (ребенок, например, не ощущает на­шей нежности, когда мы энергично отмыва­ем ему уши).

Если ваш ребенок ведет себя агрессивно;

  • остановите занесенную для удара руку малыша, удержите за плечи и твердо скажи­те "нельзя";
  • отвлеките внимание малыша интерес­ной игрушкой или каким-либо занятием;
  • используйте мягкое физическое мани­пулирование (спокойно возьмите ребенка на руки и унесите его с места конфликта);
  • создайте ситуацию, чтобы ребенок мог перенести свой гнев на безопасный предмет (резиновые игрушки, мячи, бумажные шари­ки и т.п.);
  • учите его выражать гнев словами, в вежливой форме (называть свои отрица­тельные эмоции: "Я злюсь", "Я сержусь").

Несколько слов о наказании агрессив­ных детей.

  • Не подавляйте агрессию ребенка с по­зиции силы, не отвечайте на нее вспышками собственного гнева: ребенок усвоит эти формы поведения и будет применять в бу­дущем.
  • Наказывая ребенка, не унижайте его и не угрожайте ему.
  • Не пытайтесь что-либо внушать своему ребенку в минуты приступа его агрессии - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.

Самопомощь в острой стрессовой ситуации

Если Вы попали в острую стрессовую си­туацию (получили тревожную информацию или стали случайным свидетелем неприятных для Вас событий), восстановить поте­рянное равновесие Вам помогут следующие действия.

  • Сосчитайте до 10.
  • Сосредоточьтесь на своем дыхании. Медленно вдохните воздух через нос и на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществите постепенно также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связан­ных с Вашим дыханием.
  • При возможности смочите лоб, виски и запястья холодной водой.
  • Медленно осмотритесь по сторонам да­же в том случае, если место, в котором Вы находитесь, хорошо Вам знакомо. Перевод взгляд с одного предмета на другой, мыслен­но описывайте их вид.
  • Найдите какой-нибудь мелкий предмет и внимательно рассмотрите его форму, цвет, структуру, чтобы суметь четко представить его с закрытыми глазами.
  • Если есть возможность выпить воды, воспользуйтесь ею, - пейте медленно, со­средоточившись на том, как жидкость течет по Вашему горлу.
  • Еще раз проследите за своим дыхани­ем. Дышите медленно, через нос: сделав вдох, на некоторое время задержите дыха­ние, затем так же медленно выдохните воз­дух. При каждом выдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опус­каются Ваши плечи.

В качестве первой помощи этого доста­точно. В день, когда Вы попадаете в острую стрессовую ситуацию, не принимайте ника­ких решений. Попробуйте заняться каким-либо простым видом деятельности. Не по­вредит физическая активность и сосредо­точение на приятном для Вас занятии. Мо­жет помочь и психотехника "Поплавок".

Представьте себе бурное море, шторм, ураган, смывающие все на своем пути мощ­ные валы волн. Внезапно Ваш взор выхватывает поплавок, уходящий под воду  и снова выныривающий на гребень волны. Представьте, что Вы и есть этот поплавок, а бурное море - Ваша жизнь. На Вас накатит­ся волны житейских невзгод, но Вы - непо­топляемы. Вы снова и снова всплываете на поверхность. Ваша уверенность и Ваша удача выталкивают поплавок на поверхность, Наконец, море, не одолевшее Вас, успокаи­вается, из-за туч выглядывает солнце, и Вы, поплавок, наполняетесь солнечными лучами удачи. Вы пережили очередной шторм в своей жизни, и вышли победителем. Пред­ставьте себе будущие возможные ураганы в Вашей жизни. Из них Вы тоже выйдете по­бедителем, непотопляемым поплавком.

Антистрессовая релаксация

(реко­мендована Всемирной Организацией Здравоохранения).

1. Лягте (в крайнем случае, сядьте) поудобнее в тихом, слабо освещенном поме­щении, одежда не должна стеснять Ваших движений.

2. Закрыв глаза, дышите медленно и глу­боко, Сделайте, вдох и примерно на 10 се­кунд задержите дыхание. Выдыхайте не торопясь, следите за расслаблением тела и мысленно говорите себе: "Вдох и выдох, как прилив и отлив". Повторите эту процедуру 5-6 раз. Затем отдохните около 20 секунд.

3. Волевым усилием сокращайте отдельные мышцы или группы мышц. Сокращение удерживайте до 10 секунд, потом расслабь­те мышцы. Повторите данную процедуру трижды, расслабьтесь, ни о чем не думайте.

4. Попробуйте, как можно конкретнее представить себе ощущение расслабленно­сти, идущее от пальцев ног, через икры, бедра, туловище до головы. Повторяйте про се­бя: "Я успокаиваюсь, мне приятно, меня ни­что не тревожит".

5. Представьте себе, что ощущение рас­слабленности проникает во все части Ваше­го тела. Вы чувствуете, как напряжение по­кидает Вас. Чувствуете, что расслаблены

Ва­ши плечи, шея, лицевые мускулы (рот может быть приоткрыт). Лежите спокойно, как тря­пичная кукла. Наслаждайтесь испытывае­мым ощущением около 30 секунд.

6. Считайте до 10, мысленно говоря себе, что с каждой последующей цифрой Ваши мышцы все более расслабляются. Теперь Ваша единственная забота - насладиться состоянием расслабленности.

7. Наступает "пробуждение". Сосчитайте до 20. Говорите себе: "Когда я сосчитаю до 20, я буду чувствовать себя бодрым. Непри­ятное напряжение в конечностях исчезнет".