Функция речи на третьем году расширяется, и она становится не только средством общения ребенка со взрослым, но и средством его общения с детьми. Чем это определяется?

Резко увеличивается способность подражать, воспроизводить слышимое. Потребность и желание ребенка (получить игрушку, поделиться своими  радостями и многое другое) оформляются словами, очень быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения и т.д. ребенок уже хорошо понимает все, о чем говорит с ним взрослый, что касается его непосредственного окружения, связано с его переживаниями.

С ним можно поговорить о его прошлых впечатлениях и о том, что он будет делать, куда пойдет и т.д., т.е. начинает формироваться планирующая функция речи. Ребенок может заранее сказать, что он будет рисовать или спросить, и по-своему рассказать об этом. Функция речи проявляется, прежде всего, в практической деятельности (рисование, конструирование), и она очень важна для общего умственного развития.

Как можно чаще читайте детям сказки, потешки, стихи. Им доступны и интересны такие русские сказки: как «Колобок», «Три медведя», «Машенька и медведь», «Волк и семеро козлят» и др. Имейте в виду, что мультики не дадут того, что дает книга. Все, что  ваш малыш  воспринимает, он по своей инициативе начинает отражать в речи. Возникает описательная речь, речь - монолога.

Вместе с развитием речи успешно развиваются все психические процессы (мимика, память, внимание, воображение). Так в 2 г.6 мес. вышли с бабушкой гулять. Бабушка говорит: «Плохая погода», малыш тут же отвечает: «Солнышко спряталось, холодно будет» и т.д.

Происходит дальнейшее развитие процесса обобщения, причем основой общения являются качества, свойства и функции предметов, животных и людей на вопрос: «Кто летает?» – ребенок 2г. 9 мес. отвечает: «Птичка летает, муха летает, самолет летает, а еще пчелка летает».

В этот период во второй половине третьего года жизни, дети начинают задавать огромное количество вопросов, что также свидетельствует о развитии речи и мышления.

Каждый ребенок не повторим, у каждого свои вопросы: «Откуда лед?», «Зачем ветер?», «Почему тучки рассердились?». В вопросах отражается жажда знаний, стремление к ним. Не ограничивайтесь только ответами на вопросы, очень важно при случае самим задавать вопросы, простые по форме и содержанию: «Какая шапочка у Кати?», «Что Катя ест?», «Какие цветы растут на лужайке?» и др.

Поддерживая диалог с ребенком, мы открываем ему возможность общения со взрослыми, которое является для него не только средством приобретения знаний, но и источником радости. Трудно даже оценить, какое огромное значение имеет непринужденный, ласковый разговор родителей с ребенком обо всем, что его интересует, для развития его ума, речи, его чувств, его нравственности – всей его личности.

Как придумать тему для беседы? Да ничего придумывать не надо. Ребенок еще так мало знает, что все для него ново и полно интереса. Многое теперь привлекает его внимание, и так хочется узнать обо всем, что он видит и слышит.

Можно и нужно рассказать ему о нем самом и близких людях (как зовут, чем занимается, конечно, в самой доступной форме); о том, что он видел на улице или в детском садике; рассказать о курочке, коровушке, о зайчике, живущем в лесу, о белочке с длинным пушистым хвостом, о медведе, спящем всю зиму, и еще о многом другом. Говорите с ребенком простым и понятным для него языком, используя простые слова, короткие фразы, и не утомлять частыми и длинными разговорами и рассказами.

Все, что говорится маленькому ребенку, должно быть понятно ему. Советуем время от времени в круг старых, уже усвоенных слов вводить два-три новых. Само собой разумеется, что все новое, что мы сообщаем ребенку, - должно соответствовать уровню его развития и понимания.