Для того, чтобы определить, является ваш ребенок одаренным или нет, требуется очень тщательное наблюдение. Для этого вам понадобится дневник, который не только поможет определить является ли ваш ребенок одаренным, но и поможет лучше узнать и понять его. Не обязательно заполнять дневник каждый день, но держать его «под рукой» просто необходимо, чтобы иметь возможность фиксировать интересные моменты. Желательно описывать не только «сухие» факты, а также эмоции ребенка и давать  свой анализ происходящего.

Родителям следует помнить, что все дети в чем-то талантливы и чем-то одарены. «Как минимум один из десяти детей – а это миллионы во всем мире – рождается настолько одаренным, что он мог бы стать выдающимся в какой-то области. Половина всех новорожденных детей – выше среднего уровня развития» (Фриман Д.). Но, насколько бы ни был способным ребенок без должного взаимодействия с взрослыми без обучения и воспитания таланты останутся не раскрытыми. У каждого ребенка необходимо формировать потребность в познании.

          Трудно представить, но будущее умение считать закладывается в первый год жизни. В год ребенок может положить кубик на кубик, т. о. он начинает понимать простейшие математические понятия «больше» и «меньше», которое станет окончательно ясным к двум годам. К трем годам обычно уже может сосчитать до пяти.

          Ребенок раннего возраста активно взаимодействует с предметами, использует кубики, разборные игрушки, игрушки – вкладыши, машинки, куклы. В совместной игре с ребенком взрослый, обучая, формирует правильные действия с предметом. Чтобы развить внимание, можно использовать различные игры, в которых ребенок будет «показывать» голосом как мяукает кошка, как лает собачка и т. п. Такие игры заинтересуют ребенка, и он станет внимательней слушать.

 Развить память на слова помогает метод поручений, который заключается в том, что ребенок, выполняя поручение должен перестроить фразу. Например, «Подойди к дедушке и скажи, что ты хочешь пить». Для развития слуховой памяти  и речи детей 2 – 4-летнего возраста можно заучивать песенки, стишки и потешки. Чтобы после прочтения для более полного восприятия и лучшего запоминания следует задать вопросы  по теме прочитанного.

К трем годам дети обычно уже могут представить план своих действий, но действовать в соответствии с поставленной целью не могут.  Для закрепления умений планировать дела и ориентироваться во времени можно использовать для отсчета  такие хорошо знакомые действия, как сон или еду. Для закрепления умений придерживаться цели нужно помогать ребенку и поддерживать его.

Для лучшего усвоения новых знаний детям надо предлагать наглядный материал: картинки, предметы. Способность воспринимать изображение приходит к ребенку постепенно, поэтому, чем он меньше, тем проще должна быть картинка. Так как все предметы и изображения имеют свое название, из этого следует, что проговаривание помогает не только развивать мышление и восприятие, но и речь ребенка.

В целом к трем годам дети преодолевают огромный путь в развитии, специалисты отмечают, что три года – это середина  психического развития человека от рождения до зрелости. Это нужно знать, чтобы понимать важность этого возрастного периода.  

Ведущий вид деятельности в этом возрасте – это игра, поэтому развивать ребенка нужно через игру. С ним можно проводить много интересных и полезных игр - упражнений.

           Особенностью детей этого возраста является любопытство и любознательность, которые служат хорошими помощниками не только самим детям, но и их родителям в воспитании и обучении. Поэтому очень важно проявлять терпение и  понимание.