Печать
Просмотров: 582

Итак, вы дождались, что вашему ребенку уже три. Причем не просто три, пошел четвертый год. А это много или мало – не понять. В нем что-то сохранилось от младенца, и что-то появилось вдруг такое, что он порою, кажется мудрее Вас. К тому же он – в разгаре кризиса трехлеток. И день, и ночь твердит: «Я сам! Я сам!». А это значит то, что он осознает себя как личность. Вчерашний несмышленыш – и вдруг осознает.… И Вы становитесь свидетелем того, как будет разгораться еще недавно безымянная звезда. Да, да, мы с вами все земные звезды. Нам надо загореться, чтобы сгореть. Но чтобы сгореть, мы все искримся всю свою сознательную жизнь. Поэтому в три года Ваш ребенок – искрящийся бенгальский огонек.

Так что же означают эти искры? Что нового умеет ваш малыш? Чему он может научиться? Каков он в возрасте от трех до четырех? Такой же, как и прежде, несмышленыш, или таящий в себе грандиозные возможности, которые скрывает как секреты и прячет за семью замками, довольно мудрый маленький лукавец.

Итак, каков же он на самом деле? Что может, что умеет, наконец?

Прежде всего, он в возрасте, когда уже возможно вам предсказать его характер со всеми добродетелями и пороками, когда он учится оценивать свои поступки с позиции добра и зла и сравнивать себя с другими, когда он хорошо усвоил, как надо правильно вести себя, и в то же время это не мешает ему хитрить и даже быть двуличным. Он не всегда наивно искренен и знает, как надо выглядеть и перед кем, умея говорить не то, что думает. А в нужных случаях – хранить и тайну, используя ее в своих же интересах.

Его эмоции ярки, но неустойчивы. Все чувства безграничны, и он в них – целиком, единственное утешение, что не надолго.

Когда он радуется, то обычно с головы до пят, когда печалится, то… безутешно, когда боится… так каждой клеточкой своего тела.

Ему не ведомо, что есть не только крайность, ему не ведомо понятие о золотой середине. Он, если чувствует, то ощущает все до мозга костей.

Одной из самых негативных и травмирующих малыша эмоций в этом возрасте является обыкновенно страх- страх перед сказочными персонажами. Бабой Ягой, Кощеем, Бармалеем. Затем усиливается страх темноты и появляется страх одиночества, чуть позже – замкнутого пространства. Все эти страхи объединяются в триаду страхов, обуревающих малыша, обычно, когда ему необходимо лечь в постель, где в одиночестве и темноте, в гнетущем замкнутом пространстве комнаты ему мерещатся  преследующие его персонажи.

Помимо этого уже с трех лет боится боли, уколов, визитов к доктору. Обычно в этом возрасте ребенок начинает стыдиться нежелательных поступков, а это говорит о том, что у него есть совесть. А раз есть совесть, – значит, есть сочувствие и сострадание. Но эти качества не исключают и такие, как зависть, агрессивность и конфликтность.

Короче говоря, малыш от трех до четырех – довольно колоритная фигура, и у него – своя осозная внутренняя жизнь.

Он начинает понимать оттенки и нюансы окружающего мира, способен уловить насмешку над собой и не прощает унижения себя. И в то же время сам ведет себя, таким образом, подчеркивая свое превосходство над ровесниками. Он может жаловаться, может ябедничать на детей из самых благих намерений и побуждений, чтобы уточнить усвоенные нормы поведения, и не из самых благих побуждений, чтобы показать, какой он правильный. Ему не чуждо даже чувство хвастовства. Он может оценить, кто в доме – главный, кто – второстепенный и кто какую роль играет и выполняет.

И если надо, кому, то подыграть этой роли. Он знает, кому надо жаловаться на кого, кого третировать, кого игнорировать.

Наивность в нем сплетается с лукавством, и он уже умеет выйти сухим из воды. Малыш обычно подражает сильному, не понимая то, что сильный не всегда достойный.

Как правило, ребенок в этом возрасте уже усваивает свою половую принадлежность.

Ребенок знает, кто он мальчик или девочка, и пытается взять на себя роль своего пола. И, подражая взрослым, мальчики ведут себя как настоящие мужчины, а девочки как дамы. После трех лет обычно начинается период романтической любви к своим родителям. И мальчики с восторгом обожают своих мам. А девочки отцов, испытывая часто ревность к родителям своего пола.

Ребенку все труднее и труднее обходиться без ровесников. Общение лишь с близкими людьми его почти не удовлетворяют, и появляется потребность в сверстниках. Со сверстниками можно поиграть в сюжетно-ролевые игры, побаловаться и немного пошалить. Однако к мнению своих ровесников дети в этом возрасте почти не прислушиваются. Они, как правило, играют рядом, но не вместе. Давая волю нарастающей фантазии, ребенок часто «заменяет» сверстников каким-то воображаемым партнером, партнером-другом, другом-невидимкой. Таким партнером можно заменить сестер и братьев, особенно тогда, когда они  в ребенке вызывают ревность.

С трех лет обычно видоизменяется привязанность ребенка к матери. Она становится уже не той, когда малыш при всех цепляется ей за юбку, а скрытой от всех посторонних глаз, хотя ребенок еще связан с матерью невидимой паутинкой отношений. Теперь он учится справляться с зависимостью от нее, воспринимая себя часто уже отдельно от родителей. Привязанность его к родителям напоминает уже партнерство, где ваш малыш из трех партнеров самый – уязвимый и поэтому требует к себе внимания. И, чтобы завоевать его, идет на маленькие хитрости и детские уловки, невольно вызывая этим Ваш интерес.

Подсчитано, что с трех лет до четырех частота общения детей с родителями и со сверстниками примерно одинакова. В связи с тем, что уже с трех лет у малыша обычно развивается так называемое символическое или, иначе, образное мышление, ребенок может ощущать присутствие родителей даже тогда, когда их рядом нет. Этот эффект отсутствующего присутствия поддерживается лишь теми образами, которые малыш воспроизводит.

 Как правило ребенок к трем годам почти усваивает свой родной язык (на 90 %). Активный словарь малыша от трех до четырех лет увеличивается буквально не по дням, а по часам, примерно до ста новых слов за месяц. И если в три года ребенку для общения достаточно несколько сотен слов, в четыре – эта цифра достигает полторы тысячи и больше. При этом надо помнить, что в семье для  повседневного общения используется в среднем даже взрослыми от трех до пяти тысячи слов.

Ребенок в этом возрасте способен постичь смысл лишь конкретного понятия, абстрактное заучивается им механически как стих.

Учитывая возрастную норму, почаще разговаривайте с ним о тех предметах и вещах, которые ему знакомы и которые он знает, и не затрагивайте в речи непонятные для малыша абстрактные понятия, хотя бы типа «счастье».

Как правило, все предложения (простые, распространенные) он произносит в настоящем времени. Его понятие о прошлом или будущем еще в известной мере ограничено.

Речь большинства трехлеток однотипна. Все предложения похожи друг на друга незыблемым порядком слов: на первом месте подлежащие, потом сказуемое, потом дополнение, короче говоря, простые назывные предложения, легко воспринимаемые малышом.

Однако если вместо этих предложений имеется какая-то пассивная конструкция, ребенок не улавливает смысл того, что слышит, так как обычно заостряет все свое внимание лишь на порядке слов. К примеру, предложение: «Кошка взяла на руки Надю».

С трех леток малыш уже использует довольно часто и одновременно часть вспомогательных глаголов и частицы «ни» и «не», а чтобы усилить отрицание, он даже пользуется сразу несколькими грамматическими формами.

Обычно в этом возрасте впервые начинает развиваться символическое, образное мышление, оказывающее огромное влияние на интеллект ребенка.

Благодаря стремительно растущему запасу слов малыш запечатлевает в памяти не только лишь названия предметов, но также их образы и символы. Он может Вам пересказать услышанное и рассказать о том, что видел, особенно когда Вы зададите ему наводящие вопросы. Малыш способен по картинке сочинить рассказ, используя фантазию и вымысел. В четыре года дети начинают обобщать и понимать, что чашки, блюдца и тарелки называются посудой, столы, кровати, кресла – эта мебель, и знают, что имеется в виду, когда мы произносим слово «овощи» и «фрукты».

С трех лет ребенок уже может мыслить вслух,  вступив в период «открытого мышления». О чем-то, думая, он сам себе вслух  задает вопросы и отвечает сам себе на них. Вопросы: где? когда? откуда? – сменяются в три года: почему?

День ото дня число вопросов нарастает, но важно не количество, а глубина их. По ней мы судим об уме ребенка.

Речь малыша обогащается в игре, особенно в игре с детьми-ровесниками, с которыми оно в состоянии играть уже в сюжетно-ролевые игры. Но к четырем годам ребенок созревает также и для конструктивных игр с элементами планирования.

В четыре года малыш может заниматься одним делом до 40 или 50 минут. Однако постоянно отвлекается, переключает все свое внимание обычно с одного объекта на другой. Ему по силам концентрировать внимание лишь на одном предмете. Но, прерывая начатое дело, малыш берется снова за него, если оно еще не надоело. Когда ребенок увлечен игрой, он концентрируется на ней полностью.

С трех лет обычно у ребенка совершенствуются, навыки движений и параллельно улучшается координация (тонкая и грубая моторика). Малыш не только ходит, но и бегает, причем удерживая равновесие.

Он балансирует или подпрыгивает неуклюже на одной ноге, ступает с пятки на носок, встает на цыпочки. Он в состоянии одновременно действовать руками и ногами, в четыре года марширует в такт музыке. Бросает сам и ловит брошенный ему мяч. Способен ездить на велосипеде.

До четырех лет малышу обычно все равно, какую руку он использует, но с четырех лет предпочитает правую и реже левую. Он одевается и обувается самостоятельно, но не умеет зашнуровать ботинки.

Малыш уже нередко знает самые простые буквы и даже может написать их. Ест аккуратно. Чистит зубы и полощет рот. Сам умывается и вытирает руки и лицо. Умеет пользоваться мылом. Он помогает взрослым в поддержании порядка. Сам убирает свои книжки и игрушки. Он может поливать растения, давать корм рыбкам, птичкам и ухаживать за ними.

Он может… вы уже, наверное, заметили, что он и в самом деле многое умеет. Вчерашний несмышленыш скоро станет равный Вам.