Бывают дети, которые постоянно выражают недовольство. Капризы становятся для них способом общения. Родители постоянно ждут, что ребёнок вот-вот начнёт капризничать, раздражаться и заранее  занимают оборону. Лучший способ бороться с капризом - показать малышу, что подобное поведение ни к чему  не приведёт и желаемого (игрушки, лакомство, развлечение) он не добьётся.

Если малыш просто кричит или ноет без объяснения причины, вы можете честно признаться, что не понимаете его. Посоветуйте ему говорить нормальным тоном. Чем громче кричит ребёнок, тем тише должны говорить взрослые.

Если малыш здоров, и причин выражать недовольство, на ваш взгляд, не существует, постарайтесь определить, чем вызвана нервная реакция. Между прочим, тип поведения ребёнка в известной степени зависит от его пола.

Маленькие девочки чаще выражают не довольствие нытьём и слезами, но уступчивы, в то время как мальчики, начав что-то требовать, твёрдо стоят на своём. Одной из наиболее частых причин детских капризов может быть родительский стресс.

Взрослые постоянно куда-то спешат, стараясь как можно больше успеть. А дети вынуждены существовать с ними в одном темпе.

Возможно, капризы - это форма протеста ребёнка против жизни  в состоянии постоянного напряжения. Родители бывают так сильно заняты, что не могут уделять детям достаточного внимания.

Терзаясь чувством вины, они готовы удовлетворить любое его пожелание, хотя в глубине души   понимают, что это далеко не лучший выход из положения.

Чтобы у ребёнка не возникало ощущение  вседозволенности, ведите себя последовательно.

Если вы что-то однажды разрешили ребенку, то старайтесь не изменять своему слову. Не стоит каждый день устраивать дискуссию на тему, можно ли есть шоколад перед обедом.

Родители должны понимать, что маленький ребенок еще не умеет принимать самостоятельные решения.

Поэтому взрослые должны   сами определять правила повседневного общения, но так, чтобы у малыша не сложились ощущения, что у него отняли свободу выбора.       

Поступок отражение эмоций

Вы сделали ребёнку замечание, а он  в ответ оторвал лапу мишке, отломал колесо у игрушечного автомобиля или снял скальп у куклы. Маленький злюка, как будто назло взрослым, как терминатор, крушит игрушки, попадающиеся у него на пути. Как правило, родители наказывают ребёнка, не вдаваясь в подробности.

Попробуйте сначала понаблюдать за ребёнком. Почему он раздражается? Возможно, таким образом, он избавляется от избытка агрессии, недовольство взрослым миром? Когда причина будет установлена, «возьмите паузу», переждите то недолгое время, когда малыш обижен на целый мир. Не стоит в очередной раз  читать нотации.

Попробуйте вместе проанализировать поступок шаг за шагом, чтобы ребёнок сам смог дать оценку происшедшему. Наблюдая игры ребёнка, можно определить, почему и в какой момент в нём пробуждается злость.

И прежде чем он впадёт в это состояние, поспешите на помощь - как можно быстрее переключите внимание малыш с раздражающего его предмета или ситуации. К счастью большинство детей ломает игрушки из любопытства.

Они хотят посмотреть, что там у них внутри, как они устроены.

Любознательность не следует подавлять. Это не только естественно, но и положительное качество ребёнка.

Нужно разрешить ему удовлетворять жажду знаний, а чтобы не разориться, некоторое время не покупайте ему дорогих игрушек.

Постарайтесь направить усилия маленького исследователя в позитивное русло, чтобы он не только «проверял алгеброй гармонию», но и пытался что-то сам создать, создавая каждый раз новый мир.

Естественно, что должно вызывать некоторую и опасения, - это стремления покопаться во внутренностях бытовых приборов.

Такое любопытство может привести к короткому замыканию и пожару.

Правда, неуёмный исследовательский пыл маленького Эдисона может удовлетворить, пожертвовать будильником, или отслужившим свой век плеером.

А если папа или дедушка -  мастер на все руки, то они должны позволить малышу понаблюдать за их работой, дать подержать какой-нибудь инструмент, объяснить какую опасность могут представлять те или иные предметы.

Ребёнок боится взрослых

Надо ли учить ребенка общению со взрослыми, или эту науку он вполне способен освоить самостоятельно? Почти все дети проходят период застенчивости, совпадающий по времени с прохождением детских кризисов. Родители же просто не обращают внимания на возникшие проблемы.

«Миша, расскажи дяде Пете стихотворение про зайку!» - командует мама, а шестилетний Миша сам не может толком понять, почему ему трудно стало выступать перед взрослыми.

В следующий раз при появлении гостя Миша прячется в своей комнате. Если чувство страха закрепится, то вполне впоследствии оно может перерасти в боязнь отвечать у доски, а после – в желании уклониться от любого контакта с теми людьми и организациями, которые ассоциируются со «взрослыми», «большими».

Давно повзрослевший Миша и сам не может понять, откуда у него вдруг появляется нервозность при общении с официальными лицами. А причина осталась в ранних детских страхах. Для того, чтобы разрушить образ взрослого как страшного  монстра, полезно поиграть с малышом.

Пусть он изобразит того человека, который вызывает его опасение: учителя, директора, строгого родственника.

Дети легко входят в образ, а взрослым, между прочим, очень полезно услышать со стороны, каким тоном они разговаривают, обращаясь к малышу.

Маме или папе в ответ можно изобразить самого ребенка, робеющего перед «грозным взрослым». Как правило, скоро и ребенку, и вам самим становится смешно, а смех прекрасно разрушает чувство страха.

Кроме того, «страшный взрослый» и «робкий малыш» вполне могут подружиться.

Существуют проблемы, связанные с чересчур фамильярным обращением детей со взрослыми.

Увидев в глазах взрослого интерес к своей персоне, они способны «прилепиться» к нему на весь вечер, постоянно требуя внимания к себе.

Особенно активны те дети, которые вообще любят привлекать к себе внимание.

Ребенок должен знать, что между ним и взрослым человеком существует определенная дистанция. И стоит задуматься: хватает ли малышу вашего внимания, если он с такой жадностью ищет признания и понимания у посторонних?

Вы хотите    нагрузить непоседу.

Присмотритесь к своему ребёнку: достаточно ли он резвиться, спит? Если ваш сорвиголова

очень активен, смело нагружайте его «по полной программе»: выдержит и обычную школу, и музыкальную, и айкидо. Если вы не можете добудиться его утром, а вечером он выглядит вялым, это означает, что малышу нахватает энергии, чтобы заниматься различными делами. Поберегите его, подождите пока окрепнет. О том, что нагрузка великовата, Свидетельствует, так называемый,  школьный синдром: когда сын или дочь всю неделю  вялые, на всё жалуются, кажутся больными. Им сложно сосредоточится на уроках, на выходных они «неожиданно выздоравливают»и готовы развлекать день и ночь. Наблюдайте, чем занимается ребёнок в одиночестве, и тогда вы лучше поймёте, к чему он склонен, что ему действительно нравится.