Не забудьте заранее познакомиться с режимом детского сада, в который поведете кроху, и максимально приблизить к нему условия воспитания в семье (более ранний подъем, время дневного сна и приемы пищи, характер питания и т. д.)

Немалую роль в процессе адаптации ребенка в саду играет осведомленность малыша о жизни детского сада. Поэтому необходимо приводить ребенка в садик недели за две для знакомства с территорией.

Побудьте с ребенком на участке, вместе посмотрите, как гуляют дети, чем занимаются, как общаются друг с другом и воспитателем. При предварительном знакомстве с обстановкой группы, постарайтесь положительно настроить малыша (как много детей, игрушек, дети весело играют, воспитательница – хорошая тетя, целесообразно выучить ее имя и отчество)

Важно заранее научить малыша общаться со сверстниками (попросить игрушку, поделиться своей, подождать, пока другой ребенок поиграет и т. д.), не спешите, придите несколько раз, дайте время спокойно всё осмотреть: где ребята спят, кушают, играют.

Безусловно, время пребывания ребенка в детском саду в период адаптации строго индивидуально.

В первые дни (количество дней зависит от того, как привыкает ваш малыш) рекомендуем приводить его на несколько часов, удобнее к 10 часам или после дневного сна. В последующие 2 – 3 дня заберите ребенка сразу после обеда. Лучше рассчитать время так, чтобы прийти до окончания обеда и подождать в раздевалке, не показываясь ребенку на глаза. Находиться  долго с ребенком в группе, кормить его, а тем более укладывать спать не стоит. Помните, что другие дети тоже проходят адаптационный период, Ваше присутствие их также расстроит.

Впервые столкнувшись с необходимостью ложиться спать в незнакомом месте, в «чужую» кроватку, без мамы, ребенок, безусловно, испытывает стресс, едва ли не более сильный, чем вообще факт расставания с мамой. Лучше принесите из дома любимую игрушку, с которой он спит дома, или книгу, просто платочек с «родным запахом», который дали ему в сад.

Не забывайте оказывать малышу эмоциональную поддержку и показать значимость его нового статуса.

Удивляйтесь, хвалите ребенка, расспрашивайте о жизни детского сада, но избегайте вопросов:

«Что вы сегодня делали?»

«Что ел?»

«Как ты себя вёл?»

лучше спросите:

«Вы сегодня рисовали или лепили?»

«Вы сегодня кушали кашу или яичко?»

«О ком вам читали книжку?»

Если же ребенок еще не говорит, похвалите его за терпение, как он хорошо играл, танцевал, ел сам. Расскажите, что мама поработала и за ним пришла, очень соскучилась и т. д.

В период адаптации необходимо быть к малышу особенно внимательным и чутким, но без лишнего заласкивания, ведь «пустяковая» проблема несамостоятельности может стать едва ли не главной причиной трудной адаптации. Задачу самообслуживания стоит облегчить простой стрижкой, удобной просторной одеждой – чем проще, тем лучше. Одежда – это еще не всё. Перед детским садом малышу стоит научиться пользоваться горшком, мыть руки, вытираться полотенцем, самостоятельно есть.

Лет с двух уже подключаться и к чистке зубов и полоскать рот после еды, сморкаться в носовой платок, вытирать рот салфеткой, обращаться правильно с ложкой, а к трем годам – и с вилкой.

Чем самостоятельнее будет Ваш ребенок, тем легче ему пройти весь этот сложный путь.