Упражнения для гиперактивных детей:

Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность является характеристикой нормального развития ребенка-дошкольника.  А потребность в движении в ребенке заложена самой природой. Но существует группа детей, у которых эта потребность достигает иного уровня патологического. Таких детей называют гиперактивными, т. е сверхподвижными.

Гиперактивность – медицинский диагноз и особенность психики некоторых деток. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми ребенок самостоятельно не может. К гиперактивности относят излишнюю импульсивность малыша, повышенную двигательную активность. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его. Эффективные результаты коррекции достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных, психологических и педагогических методов.

Задача педагога научить такого ребенка:

  • концентрировать внимание;
  • доводить начатое до конца;
  • контролировать свои движения;
  • снимать мышечное напряжение;
  • контролировать свои эмоциональные проявления;
  • расширять поведенческий репертуар во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
  1. Упражнения, направленные на развитие произвольности и самоконтроля

 «Кричалки-шепталки-молчалки»

Для проведения упражнения необходимо приготовить три силуэта ладони сигналы - из разноцветного картона: красного, желтого, синего. Когда ведущий поднимает красную ладонь - «кричалку», это означает, что можно бегать, кричать, шуметь; желтую ладонь - «шепталку» - это уже сигнал к тому, что нужно тихо передвигаться и перешептываться; синюю ладонь - «молчалку» - следует замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивается игра «молчалкой». После того как дети в конце игры лягут на пол, включается спокойная музыка.

 «Черепаха»

У одной стены комнаты встает воспитатель, у другой - дети. По сигналу взрослого дети, не останавливаясь и не спеша, изображая маленьких черепашек, начинают медленное движение к противоположной стене. Через 2-3 минуты воспитатель подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался последним. Упражнение можно повторять несколько раз, затем обсудить с группой трудности при выполнении задания.

 «Говори!»

Воспитатель задает вопросы, дети отвечают только тогда, когда дается команда: «Говори!».

  1. Упражнения для элиминации агрессивности и импульсивности

«Рубка дров»

Каждый участник, выполняя задание, должен представить себе, что он рубит дрова, т.е. пантомимой изображает действия: ставит чурку на пень, высоко поднимает топор и с силой опускает его на чурку. Всякий раз, опуская топор, о должен громко выкрикнуть: «Ха!», затем поставить перед собой следующую чурку и рубить вновь. Через 2 минуты каждый участник говорит, сколько чурок разрубил дровосек.

  1. Упражнения на концентрацию внимания

«Колпак мой треугольный»

Ведущий объясняет правила игры. Слова в тексте заменяются движениями. А текст такой:

Колпак мой треугольный.

Треугольный мой колпак.

А если не треугольный,

То это не мой колпак.

Сначала заменяем слово, колпак (показываем место колпака на голове), все остальные слова в тексте произносим; затем - слово мой (показываем рукой на грудь), а остальные слова, кроме колпак и мой, произносим; а потом - слово треугольный (показываем руками треугольник). Теперь, произнося текст, заменяем три слова: колпак, мой, треугольный.

В работе с гиперактивным ребенком неоценимую помощь оказывают расслабляющие упражнения и упражнения на телесный контакт. Они способствуют лучшему осознанию ребенком своего тела, а впоследствии помогают ему контролировать двигательную активность.

«Археология»

Игры с песком и водой хорошо успокаивают ребенка и особенно подходят для гиперактивных детей. В эти игры не обязательно играть только летом на пляже, их можно организовать и дома. Подберите подходящие игрушки: лодочки, тряпочки, мелкие предметы, мячики, трубочки, чтобы облегчить неизбежную уборку, песок можно заменить крупой, предварительно прогретой в духовке. Пример: Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно откапывает руку — делает «археологические раскопки». Попробуйте часть упражнений проделать с ребенком сами. Единственное и необходимое условие успеха – ваше спокойствие и чувство юмора.

«Разговор с руками»

Направлено на обучение навыку контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, предложите ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней, затем оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: кто вы, как вас зовут? Что вы любите делать? Чего не любите? Какие вы? Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение двух-трех дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

Материалы А. СИРОТЮК, доктор психологических наук, профессор,

заведующая кафедрой психологии.

Памятка

  1. Дисциплинарные меры воздействия не действуют;
  2. Эмоциональный фон общения с ребенком должен быть ровный;
  3. Тактика вседозволенности недопустима т.к дети очень быстро становятся манипуляторами;
  4. Гиперактивным детям должны даваться инструкция, содержащая не более 10 слов. Нельзя просить сделать несколько дел одновременно убрать игрушки почистить зубы т.к ребенок просто не запомнит их;
  5. Система ограничений и запретов должна быть четкой и неукоснительно выполняемой, количество запретов должно быть сведено до минимума они должны касаться исключительно безопасности и здоровья ребенка. Совместно с ним должны быть разработаны санкции, которые последуют в случае нарушения запрета;
  6. Необходимо обратить внимание на построение фраз в общении с гиперактивным ребенком; Более эффективно давать малышу позитивную альтернативу его негативному поведению, перепродуктировать его. Лучше сказать «можно бегать на улице», чем «прекрати бегать»;
  7. Гиперактивных детей необходимо приучать к режиму, к четкому распорядку дня.

Главное – сохранять спокойствие и помнить, что в основе гиперактивности лежит органические нарушения и ребенок не виноват в этом.

Материалы Г.А.Широкова «Справочник дошкольного психолога»