Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения,  приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт

Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление:

  1. Стиль воспитания в семье (гипер и гипоопека).
  2. Повсеместная демонстрация сцен насилия.
  3. Нестабильная социально-экономическая обстановка.
  4. Индивидуальные особенности человека  (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения).
  5. Социально-культурный статус семьи.

Агрессивность может быть психической и физической:

  1. Агрессивный реакции характерны для детей младенческого и раннего возраста (у младенцев как реакция на физический дискомфорт, у детей раннего возраста из-за несформированности функций самоконтроля и произвольности, из-за незнания нравственных правил и норм).
  2. Агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет еще и  защитную функцию – самосохранения как физического, так и эмоционального.

Причины агрессивности детей

и методы их коррекции

 

Причины

Методы коррекции

1.      Против ограничений каких-либо естественных желаний и потребностей ребенка, например потребность в движении, активной деятельности.

▪         Подвижные игры.

▪         Спортивные эстафеты.

▪         «минутки радости» между занятиями.

2.      Способ привлечения внимания окружающих, причина использования которого – неудовлетворенная потребность в общении и любви.

▪         Беседа с родителями.

▪         Наблюдение за поведением ребенка.

▪         Совместное включение в сюжетно-ролевые игры.

▪         Налаживание эмоционального контакта с ребенком.

3.      Повышенная тревожность

 

4.      Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье. Семейная среда и воспитание если родители ребенка  ведут себя агрессивно, применяют физические наказания или не препятствуют  проявлениям агрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут чертой характера.

▪         Беседа с родителями.

▪          

5.      Внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству.

▪         Препятствовать появлению в группе таких игрушек или направлять их агрессивный потенциал в положительное русло.

▪         Проигрывать и оговаривать сюжеты положительных мультфильмов и сказок.

▪         Ненавязчивые разъяснения поступков действующих лиц.

▪         Давать варианты и образцы миролюбивых способов общения.

▪         Обсуждать книги, предусмотренные программой.

▪         Перевод драк в конструктивное русло: игры в пиратов, похитителей сокровищ.

6.      Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков.

▪         Подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры на понимание эмоционального состояния.

▪         Психогимнастика, игры на мимическое и пантомимическое самовыражение.

▪         Обучение приемам саморасслабления.

▪         Разработка программ обучения коммуникативным навыкам.

7.      Ощущение тревоги и страха нападения.

▪         Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям.

▪         Беседа с родителями.

▪         В крайнем случае, заботясь о благополучии ребенка, можно совместно с администрацией. ДОУ обратиться в органы охраны прав ребенка с жалобой на действие родителей.

8.      Неожиданные агрессивные реакции могут проявиться в период возрастного кризиса.

▪         Если это поведение нетипично для ребенка и взрослого, тогда оно означает, что у него возникли определенные трудности, и он нуждается в помощи окружающих.

Таким образом,  первым шагом работы с агрессивным ребенком должно стать выяснение возможных причин такого поведения. 

Психологическая помощь агрессивным детям

и их родителям

 Коррекционная работа с детьми должна строится параллельно с работой со взрослыми и педагогами. В зависимости от выявленных причин в работе со взрослыми необходимо делать несколько акцентов:

  • Изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;
  • Изменение стиля взаимодействия с детьми;
  • Расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений.

 Общая стратегия действия окружающих людей по отношению к агрессивному поведению ребенка:

  • Сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.
  • Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более – к людям.
  • Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.
  • Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.
  • Обучать конструктивным способом выражения гнева как естественной, присущей человеку эмоции.

Детям необходимо дать выход своей агрессии:

  • Подраться с подушкой.
  • Использовать физические силовые упражнения.
  • Рвать бумагу.
  • Нарисовать того, кого хочется побить, и что – ни будь сделать с этим рисунком.
  • Использовать «мешочек для криков».
  • Поколотить стул надувным молотком.