Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт
Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление:
- Стиль воспитания в семье (гипер и гипоопека).
- Повсеместная демонстрация сцен насилия.
- Нестабильная социально-экономическая обстановка.
- Индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения).
- Социально-культурный статус семьи.
Агрессивность может быть психической и физической:
- Агрессивный реакции характерны для детей младенческого и раннего возраста (у младенцев как реакция на физический дискомфорт, у детей раннего возраста из-за несформированности функций самоконтроля и произвольности, из-за незнания нравственных правил и норм).
- Агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет еще и защитную функцию – самосохранения как физического, так и эмоционального.
Причины агрессивности детей
и методы их коррекции
Причины |
Методы коррекции |
1. Против ограничений каких-либо естественных желаний и потребностей ребенка, например потребность в движении, активной деятельности. |
▪ Подвижные игры. ▪ Спортивные эстафеты. ▪ «минутки радости» между занятиями. |
2. Способ привлечения внимания окружающих, причина использования которого – неудовлетворенная потребность в общении и любви. |
▪ Беседа с родителями. ▪ Наблюдение за поведением ребенка. ▪ Совместное включение в сюжетно-ролевые игры. ▪ Налаживание эмоционального контакта с ребенком. |
3. Повышенная тревожность |
|
4. Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье. Семейная среда и воспитание если родители ребенка ведут себя агрессивно, применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут чертой характера. |
▪ Беседа с родителями. ▪ |
5. Внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. |
▪ Препятствовать появлению в группе таких игрушек или направлять их агрессивный потенциал в положительное русло. ▪ Проигрывать и оговаривать сюжеты положительных мультфильмов и сказок. ▪ Ненавязчивые разъяснения поступков действующих лиц. ▪ Давать варианты и образцы миролюбивых способов общения. ▪ Обсуждать книги, предусмотренные программой. ▪ Перевод драк в конструктивное русло: игры в пиратов, похитителей сокровищ. |
6. Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков. |
▪ Подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры на понимание эмоционального состояния. ▪ Психогимнастика, игры на мимическое и пантомимическое самовыражение. ▪ Обучение приемам саморасслабления. ▪ Разработка программ обучения коммуникативным навыкам. |
7. Ощущение тревоги и страха нападения. |
▪ Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям. ▪ Беседа с родителями. ▪ В крайнем случае, заботясь о благополучии ребенка, можно совместно с администрацией. ДОУ обратиться в органы охраны прав ребенка с жалобой на действие родителей. |
8. Неожиданные агрессивные реакции могут проявиться в период возрастного кризиса. |
▪ Если это поведение нетипично для ребенка и взрослого, тогда оно означает, что у него возникли определенные трудности, и он нуждается в помощи окружающих. |
Таким образом, первым шагом работы с агрессивным ребенком должно стать выяснение возможных причин такого поведения.
Психологическая помощь агрессивным детям
и их родителям
Коррекционная работа с детьми должна строится параллельно с работой со взрослыми и педагогами. В зависимости от выявленных причин в работе со взрослыми необходимо делать несколько акцентов:
- Изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;
- Изменение стиля взаимодействия с детьми;
- Расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений.
Общая стратегия действия окружающих людей по отношению к агрессивному поведению ребенка:
- Сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.
- Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более – к людям.
- Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.
- Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.
- Обучать конструктивным способом выражения гнева как естественной, присущей человеку эмоции.
Детям необходимо дать выход своей агрессии:
- Подраться с подушкой.
- Использовать физические силовые упражнения.
- Рвать бумагу.
- Нарисовать того, кого хочется побить, и что – ни будь сделать с этим рисунком.
- Использовать «мешочек для криков».
- Поколотить стул надувным молотком.