Печать
Просмотров: 484

Общение является очень важным показателем, так как именно он представляет собой фактор развития других показателей готовности к школьному обучению.

Но не только в этом заключается ценность умения общаться. Умение общаться необходимо каждому человеку. Народная мудрость неспроста накопила немало пословиц и поговорок на тему дружбы: «Относитесь к людям так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам», «Для друга и семь верст не околица», «Как аукнется, так и откликнется», «Согласного стада, и волк не берет». Ведь без знаний о норме поведения в обществе,  без знаний правил общения с взрослыми и сверстниками ребенку будет очень сложно стать общительным человеком, развить свои коммуникативные способности.

Возрастные особенности общения детей 6 – 7 лет с взрослыми.

В конце дошкольного детства доминирующей формой общения детей с взрослыми является внеситуативно-личностная. Беседы ребенка и взрослого сосредоточены на взрослом мире, на правилах поведения. Благодаря взрослым дети усваивают нравственные законы, учится оценивать свои поступки и поступки окружающих. Родители и воспитатели являются для них образцом поведения. Ребенок данного возраста  очень чутко воспринимает замечания и указания взрослого, что является благоприятным условием для воспитания, обучения и подготовки детей к школе.

Необходимые навыки общения детей 6 – 7 лет с взрослыми:

Возрастные особенности общения детей 6 – 7 лет со сверстниками.

В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками имеет внеситуативно-деловую форму. Основным стремлением выступает – жажда сотрудничества, которая возникает в более развитой форме игровой деятельности – в игре с правилами. Эта форма общения способствует развитию  осознания своих обязанностей, поступков и их последствий, развитию произвольного, волевого поведения, что является необходимым условием для  последующей учебной и трудовой деятельности.

Необходимые навыки общения детей 6 – 7 лет со сверстниками, с младшими и старшими детьми.

Трудности  в общении

Обычно дошкольники очень общительны, жизнерадостны, оптимистичны. Они вполне способны обходиться без общества взрослых, находя совместные игры и занятия. Если  ребенок с удовольствием включается в игры со сверстниками, принимает общие правила, не конфликтует, с интересом принимает предложение познакомиться, то, можно сказать, что он коммуникабелен и не испытывает трудностей во взаимоотношениях с окружающими. Можно считать, что проблемы в коммуникативной сфере  имеются, если ребенок стоит в стороне от играющих ребят, робеет, не решается подойти к детям, пугается взрослых, недоверчив и застенчив, дерется, мешает играть, спорит, обижает. 

Трудности в общении возникают  нередко, это нормально. Но стоит обратить внимание на стойкие проявления замкнутости, конфликтности, обидчивости и эмоциональной неустойчивости у ребенка в общении. Родителям и педагогам стоит почаще интересоваться у ребенка, с кем он дружит, в какие игры играет со сверстниками, кто ему нравится, с кем он не хочет дружить и почему. Насторожить могут частые жалобы на то, что он жалуется на то, что с ним никто не хочет дружить, все вокруг плохие, обижают, не принимают в игры.

Дети в этом возрасте способны сами разрешить конфликты, договориться между собой. Но иногда родителям и воспитателям стоит помочь ребенку наладить контакты с другими детьми. При этом, конечно, не стоит предписывать, с кем ребенку общаться, а от кого держаться подальше. Задача взрослых – ввести ребенка в мир сложных человеческих отношений и чувств, показать, как можно преодолевать трудности в общении, не на словах, а на примерах из реальной жизни, сказок, историй. Ребенок должен чувствовать, что он не одинок в своем одиночестве, и что иметь друзей – это здорово!

Родителям следует помнить, что общение требует широкого круга участников. Приглашайте почаще гостей, ходите в гости, устраивайте праздники.

Игры и упражнения для детей, испытывающих затруднения в общении

Ветер дует на…

Со словами «Ветер дует на…» ведущий начинает игру. Чтобы участники побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы», «Ветер дует на того, у кого есть сестра», «Ветер дует на того, кто любит животных».

Ведущего следует менять, давая возможность каждому поспрашивать участников.

Найди друга

Половине детей завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и узнать своего друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

Утка, утка… гусь

Участники игры встают в круг. Ведущий – внутри круга. Он ходит по кругу, указывает рукой и приговаривает: «Утка, утка, утка… гусь». Гусь срывается с места, убегая в противоположную от ведущего сторону. Задача их обоих – быстрее занять освободившееся место. Вся сложность игры в том, что в месте встречи соревнующиеся должны взять друг друга за руки, сделать реверанс, улыбнуться и поприветствовать: «Доброе утро, добрый день, добрый вечер», а затем снова броситься к свободному месту.

Сочиним историю

Ведущий начинает историю: «Жили – были…», следующий участник продолжает и так далее по кругу.

Комплименты

Сидя в кругу, берутся за руки. Глядя в глаза соседу надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Если ребенок не находит слов, можно назвать соседа сладким, цветочным словом. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

Песенка по кругу

Ведущий вместе с детьми знакомую всем песенку. Затем по кругу каждый поет по строчке. Последний куплет поют все хором.

Примерные вопросы и темы для бесед с детьми:

Литература

  1. Кряжева Н. Л. Радуемся вместе.
  2. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду.
  3. Панфилова М. А. Игротерапия общения.
  4. Шорыгина Т. А. Общительные сказки. Социально – нравственное воспитание