Подвижная игра – это увлекательная эмоционально насыщенная деятельность ребенка с соблюдением определенных правил.

Трудно переоценить пользу подвижных игр для малыша. Во время активного движения активизируются: дыхание, кровообращение и обменные процессы в организме. Помимо этого, подвижные игры развивают координацию движений, быстроту реакции и внимание, тренируют силу и выносливость, снимают импульсивность. В процессе этих игр малыши учатся подчиняться общим правилам и действовать в коллективе; у них закладываются и развиваются такие качества, как честность, справедливость, дисциплинированность, развивается чувство сопереживания и появляется желание помогать друг другу.

На третьем году дети уже относительно хорошо ходят, бегают, ползают и лазают, поэтому двигательное содержание подвижных игр для этого возраста основано этих движениях. В одну и ту же игру можно играть несколько раз подряд (до 5 раз), в зависимости от настроения детей и характера двигательных заданий. Общая продолжительность подвижных игр составляет примерно 10-15 мин.

Подвижные игры для детей 3 - 4 лет имеют несколько другую природу, чем те же игры в более раннем возрасте 2 - 3 лет, поскольку ребенок становится все более активным и выносливым. Его начинают интересовать совместные игры со сверстниками, малыш стремится продемонстрировать свои умения и достижения другим людям. Он хочет соревноваться в своих навыках со сверстниками, хотя еще не вполне готов к таким играм, т. к. не умеет проигрывать.

У детей 5-6, 6-7  лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное. Однако подражательность и имитация не исчезают и продолжают играть немаловажную роль в жизни старшего дошкольника. В эти игры можно также играть в детском саду.

Задача родителей в этот период — поддержать стремление ребенка к подвижным играм, общению с другими детьми и обеспечить условия для физического развития ребенка (например, организовать домашний спортзал).

Хотя игровая деятельность является естественной для ребенка дошкольного возраста, дети в возрасте 3-4 лет еще не в состоянии самостоятельно придумывать игры и воплощать их в жизнь. Им необходима помощь взрослого, чтобы:

накопить опыт конкретных игр,

научиться соблюдать правила во время игры,

приобрести определенные навыки (ловить мяч, спрыгивать с высоты и т. д.),

чередовать периоды а

ктивных нагрузок и отдыха.

Игра «Солнечный зайчик»

Правила игры:

Возьмите фонарь и покажите ребенку, как от него на стене появляется желтое пятно: «Это солнечный зайчик». Предложите ребенку поймать ладошками «зайчика». Если «зайчик» окажется на полу – его можно ловить ногами.

Скачут побегайчики

Солнечные зайчики,

Мы зовем их — не идут

Были тут — и нет их тут.

Прыг, прыг по углам,

Были там — и нет их там.

Где же зайчики? Ушли,

Мы нигде их не нашли.                          (А. Бродский)

Игра «Беги к тому, что назову»

Правила игры:

Еще одна игра, которая позволяет вволю побегать на улице! Суть игры проста - мама называет предмет из окружающей обстановки, а задача ребенка найти этот предмет и добежать до него. Если играет несколько детей, то можно бежать на перегонки.

Игра отлично тренирует внимательность, наблюдательность.

Игра «У медведя во бору»

Ведущий (обычно взрослый) - медведь. Он присаживается и читает стихотворение:

У медведя во бору

Спелых ягод наберу.

Сладкую малинку

Полную корзинку

(В это время остальные дети ходят по площадке и изображают собирание ягод в корзинку)

Медведь сидит

И на нас глядит

Корзинка опрокинулась -

Медведь за нами кинулся!

(При этих словах «медведь» вскакивает и начинает гоняться за детками, задача которых убежать в заранее выбранный «домик», например круг, начерченный на земле).

Игра «Светофор».

Игра полезна для изучения цветов.

Надо на земле прочертить две полоски на расстоянии друг от друга - это бордюры. Между нами дорога. Дети становятся на одном крае дороги в ряд. Ведущий – «светофор» говорит: «Светофор показывает такой-то цвет».

Дети смотрят на свою одежду - у кого есть этот цвет, тот показывает его и спокойно переходит на другую сторону дороги. А у кого нет - перебегает, а светофор его ловит.

Игры-песенки с соответствующими движениями (инсценировки).

Взрослый поет и показывает, малыши должны делать вместе с ним.

Игра «Зайка»

Зайка серенький сидит          (садимся на корточки и показываем на голове руками «заячьи ушки»)

И ушами шевелит                  («шевелим» этими ушками)

Вот так, вот так он ушами шевелит

Зайке холодно сидеть           (встаем в полный рост)

Надо лапочки погреть          (хлопаем в ладошки)

Вот так, вот так надо лапочки погреть

Зайке холодно стоять,          (Начинаем прыгать на месте)

Надо зайке поскакать

Вот так, вот так надо зайке поскакать

Зайку волк испугал,               (Останавливаемся и изображаем испуг)

Серый зайчик убежал!           (Дети разбегаются кто куда)