Печать
Просмотров: 740

Принципы работы с детьми  старшего дошкольного возраста

основной задачей работы с детьми шестого года жизни по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.

В специальных учреждениях, включенных в занятия, детям предлагают для дифференциации пары звуков [с] - [з], [с] - [ц], [ш] - [ж], [ч*] - [щ*], [с] - [ш], [з] - [ж], [ц] - [ч*], [л] - [р], т.е. проводится различение свистящих, шипящих и сонорных звуков, твердых и мягких звуков – изолированных, в словах, во фразовой речи. Сначала дети учат вычленять из фразы слова с одним из дифференцируемых звуков, а затем им предлагают поочередно вычленять слова с оппозиционными звуками. Так, например, сначала они называют слова, в которых звук  [с] находится в начале, середине или конце слова (санки, колесо, автобус), затем дети находят звук  [з] в начале и середине слова (заяц, ваза). И только после этого дается предложение, в которых встречаются эти звуки, сначала звонкий - [з], потом – звук [с] (Зоя катается на санках). Впоследствии можно подбирать слова с дифференцируемыми звуками разных частей речи (солнечный – звонкий, сажает – забывает).

Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи.

Дети учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию. Ни и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение:

Зайчик-зайчик, где гулял? – на полянке танцевал!

Где ты, белочка, скакала? – я орешки собирала!

Эй, зверята, где вы были? – Мы грибы ежам носили.

Детей приучают изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от условий общения, от содержания высказывания. Им предлагают произнести скороговорки или двустишия, придуманные самими детьми, не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и скорости (медленно, умеренно, быстро). Эти задания могут выполняться параллельно и варьироваться (например, произнести фразу громко и быстро). Специальные задания побуждают детей пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной информацией, а это умение необходимо им при построении связного высказывания.

Источник:

  1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения дошкольников родному языку.
  3. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников.
  4. Максаков А.И. Тумакова Г.А. Учите играя.
  5. Придумай слово. Речевые игры для дошкольников.